Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В. прокомментировал итоги 29-й сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая проходила 2 — 6 июля 2022 года в г. Бирмингеме (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
6 июля 2022 года завершилась 29-я сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, на которой была принята Бирмингемская декларация.
В этом контексте необходимо обратить внимание на несколько важных обстоятельств, которые характеризовали проведение этого мероприятия.
29-я сессия прошла без участия российской и белорусской делегаций. Это решение было принято вопреки всем базовым обязательствам и принципам ОБСЕ.
Международные эксперты и наблюдатели от международных парламентских организаций (в частности, от МПС), комментируя ход и тематику обсуждений в рамках этой сессии, отмечали отсутствие многостороннего подхода при рассмотрении основных вопросов.
Можно обоснованно утверждать об однобокости суждений, которые в итоге сделали принятые решения не только тенденциозными, но и искажающими реальную ситуацию.
Важно помнить о принципах ПА ОБСЕ, которые ещё год назад провозглашались как незыблемые – парламентская дипломатия лучше всего помогает преодолеть разногласия. Разговор со всеми сторонами не означает разделения мнений, а наоборот помогает найти решения.
Исключив делегации России и Беларуси из участия, представители стран коллективного Запада хотели обеспечить себе не просто блоковое доминирование в ходе сессии.
Они также хотели сфабриковать «хор единомышленников» и опасались, что выступления делегации Беларуси, основанные на логике, очевидных фактах и здравом смысле, могут разрушить эмоционально деструктивную атмосферу, целенаправленно создаваемую на этих заседаниях.
Очень печально, что в итоге Парламентская Ассамблея ОБСЕ перестала быть площадкой для открытого, равноправного, инклюзивного диалога.
На лицо отказ от диалога как единственно приемлемого способа поиска совместных решений.
Очевидно, что страны коллективного Запада делают выбор в пользу инструментов односторонних принудительных мер, санкций, давления, опираясь лишь на свои блоковые интересы.
Есть и другие факты, подтверждающие эти выводы. Так, полностью игнорируется провозглашённый ОБСЕ принцип неделимости безопасности, предполагающий, что безопасность одних стран не может быть обеспечена в ущерб интересам других государств.
Призывы к консолидации усилий и повышению эффективности ОБСЕ превратились в декларации с выхолощенным содержанием.
Это очень опасная тенденция, которая может привести к полному параличу организации, отвечающей за безопасность в Европе.
Принимая во внимание традиционные манипулятивные приемы воздействия, которые страны коллективного Запада используют в сфере международных отношений, эти озабоченности имеют основания.
Это вызывает тревогу и очень большое сожаление.
Говоря непосредственно о принятых в Бирмингеме резолюциях, следует подчеркнуть, что белорусская сторона не признает и не поддерживает ни одну резолюцию, принятую на 29-й сессии ПА ОБСЕ, в ее отсутствие. Мы не считаем себя связанными никакими решениями, принятыми в отношении нашей страны.
Тем не менее в этих документах есть одна любопытная коллизия.
В сессиях Парламентской Ассамблеи принимают участие представители законодательных органов. Как минимум это означает, что эти люди должны знать теорию права и фундаментальные принципы законотворческой деятельности.
Один из таких принципов – общеобязательность права, который предполагает его распространение на всех без исключения.
Резолюция ПА ОБСЕ – это не законодательный акт, но это документ, отражающий определённые установки, которые могут быть использованы в будущем.
Так, в Бирмингемской декларации подчёркивается, что Беларусь выступает государством-пособником агрессора и соучастником международного вооруженного конфликта.
Но это заявление противоречат официальному Отчету Миссии экспертов ОБСЕ от 13 апреля 2022 года, в котором признается, что наша страна не является стороной международного вооруженного конфликта в Украине, так как не совершает актов насилия или других действий, которые представляли бы собой прямое участие в боевых действиях.
Из этого соображения вытекает аналогичный вывод, что и государства – члены НАТО не являются участниками международного вооруженного конфликта в силу одного лишь факта поставки оружия или обмена общей разведывательной информацией.
Делегации ПА ОБСЕ, принимавшие участие в летней сессии, поставили этот вывод под сомнение.
Но правовая логика и принцип общеобязательности правовых заключений, который кстати виден в докладе Миссии ОБСЕ, оставляет нам только один подход.
Если Беларусь объявляется участником конфликта, то это также означает, что ПА ОБСЕ считает участниками конфликта и страны, которые поставляют Украине оружие и разведывательную информацию.
Летняя сессия ПА ОБСЕ создала документ, который на основании правовой логики признает участниками конфликта США, Германию, Францию, Польшу и все страны, которые поставляют в Украину оружие.Это очень любопытный правовой парадокс.
Каковы будут последствия этого феноменального по своей глупости события сейчас сложно сказать. Но оно уже произошло. Исправить ничего невозможно. Возможно получится заболтать и отвлечь внимание.
По какому сценарию будет развиваться ситуация покажет будущее.
Сегодня на глазах мировой общественности разрушаются многосторонние институты, которые обеспечивали взаимодействие между государствами.
Это происходит в логике разрушения глобального мира и это процесс еще только набирает силу.
Это требует от Беларуси и всех ее друзей и союзников сплочения, консолидации позиций и ускорения интеграционных процессов.
Только так можно противостоять деструктивным тенденциям и защитить благополучие наших народов.
Список депутатов: Савиных Андрей Владимирович
Источник: house.gov.by