Почему в Евросоюзе нарастают кризисные явления

Буря и будущее

В начале 90‑х годов ХХ века после распада СССР западная олигархия решила, что построенная ими экономическая система одержала окончательную победу и обеспечит им процветание на вечные времена. Но часто в человеческой истории момент высшего триумфа становится предвестником начала деградации и последующего разрушения. Не это ли происходит сегодня, когда рушится старый миропорядок?

Ревизионисты» и «глобалисты»
Сегодня у многих экспертов крах западной глобализации уже не вызывает сомнений. Процессы распада обусловлены тотальным исчерпанием потенциала экономической модели, которая возникла после Второй мировой войны и позволила «странам капиталистического лагеря» в течение достаточно долгого времени обеспечивать свое доминирование.

Подтверждение того, что время доминирования либерализма заканчивается, есть не только у стран БРИКС, но и у олигархических элит Европы и Америки. Ярчайшим примером является приход Трампа к руководству США, а также устойчивый рост популярности консервативных партий в ЕС.

Сегодня национальный политический истеблишмент разделился на два больших лагеря. Условные «ревизионисты» понимают, что процесс трансформации мира носит безусловный характер, а потому надо стремиться сконцентрировать в своих руках материальные ресурсы, достаточные для того, чтобы сохранить свои позиции в новом зарождающемся мироустройстве, а в идеале обеспечить себе и своим группам или странам необходимые конкурентные преимущества в новом цикле развития.

«Глобалисты» отказываются верить в неизбежность трансформации. Они пытаются «пропетлять» через кризисные явления, нащупать стратегии, которые позволят им сохранить знакомые очертания и экономические механизмы старого строя и свои привилегии.

К условной группе «ревизионистов» можно отнести государства БРИКС и команду Трампа, а также набирающие популярность консервативные партии Европы. Эти крайне отличающиеся друг от друга политические силы ни в коем случае нельзя считать партнерами или даже единомышленниками. Они могут быть ситуационными союзниками, но в основном каждый «игрок» прагматично защищает свои национальные интересы. Их объединяет только одно — ясное понимание объективности и неизбежности процесса перемен и необходимости действовать. Мы можем гордиться, что Беларусь и Россия стали первыми, кто осознал неизбежность развала глобализации в ее традиционном понимании.

Так называемые «глобалисты» тоже присутствуют по всему миру. Они контролируют большинство СМИ, серьезную часть транснациональных корпораций, банки и Федеральную резервную систему.

Такое деление можно посчитать определенным упрощением, но оно позволяет увидеть и оценить мотивы поведения различных политических субъектов, не отвлекаясь на уводящие от реальности нарративы.

Лавка древностей

Отсутствием серьезных угроз, уязвимостей и уж тем более проблем сегодня не может похвастаться никто. Ни Россия, ни США, ни Китай. Но хуже всего обстоят дела у Европейского Союза. Он полностью контролируется старыми глобалистами. И результат, что называется, налицо.

В начале века ЕС был лидером мировой торговли и крупнейшим партнером для почти всей Африки, Ближнего Востока, Индии, Центральной и Южной Азии. Менее чем за 25 лет из-за ошибок, обусловленных провалом зеленой повестки, чрезмерной опорой на высокодоходную сферу услуг в ущерб реальному сектору индустриального производства, отказом от традиционных христианских ценностей, ЕС утратил свой экономический драйв, все больше трансформируясь в мировую «лавку древностей» со стареющим населением и молодеющей миграцией.

Часть руководства ЕС хорошо понимает: для того чтобы избежать печального сценария, нужно консолидировать государства-члены по варианту «один народ, один фюрер, одно войско». Но такие решения требуют радикального отказа от провозглашенных европринципов и радикального поворота общественного сознания.

Именно отсюда берет свое начало массированная пропагандистская кампания о внешнем враге — Союзном государстве Беларуси и России. Это необходимо для запугивания своих граждан и лишения их политической воли противостоять процессу фашизации Европейского Союза. 

В случае успеха такая жесткая Европа, отбросившая все призрачные стандарты демократии, ошибочную зеленую повестку и идеи постмодерна, может попытаться бросить вызов силам зарождающегося многополярного мира. И здесь ключевое выражение «может попытаться». Но что из этого получится?

Наступающий закат

Под давлением технократов из США страны Евросоюза могут окончательно потерять экономическую автономию, вынужденно идя на повышение своих военных расходов до 5 процентов ВВП, как того требует принятое на саммите НАТО в Гааге решение. А оно продиктовано лишь интересами американского военно-промышленного комплекса.

Основными факторами, которые сделают экономику ЕС неконкурентоспособной, станут новые торговые тарифы Трампа и уже почти состоявшаяся замена российских энергоресурсов на американские. Все это ведет к тотальной зависимости Европы от США, превращая ЕС в периферию американского макрорегиона, из которого будут выкачиваться накопленные человеческие и интеллектуальные ресурсы.

Как следствие — сокращение среднего класса в ЕС. Готовые специалисты станут еще более массово уезжать, а новых будет не хватать. Отток пойдет в основном в Соединенные Штаты. На следующем витке развития в Евросоюзе произойдет примитивизация производственных процессов и упрощение инженерных компетенций.

Фактически исполнится мрачное пророчество немецкого философа Освальда Шпенглера о закате Европы, опубликованное еще в 1919 году.

Лично у меня такое развитие событий вызывает искреннее сожаление. С моральной точки зрения немного утешает тот факт, что вины ни Беларуси, ни России в этом нет. А вот готовиться к последствиям подобных геополитических трансформаций нам нужно уже сегодня.

Из теории управления

Европейские политики и функционеры не могут не понимать, что для прорывных стратегий уже не остается времени и не хватает ресурсов. Когда слышишь заявления: «Мы должны усилить давление, расширить санкции, объяснить Соединенным Штатам Америки…», нужно всегда помнить, что в теории стратегического управления распоряжения, которые начинаются со слов «расширить, углубить, усилить», редко выполняются и никакие претензии потом никем не принимаются. Крайних будет невозможно найти.

В условиях нарастающего кризиса значение имеют только практические немедленные действия, последовательные и согласованные. А это как раз и невозможно реализовать в формате действующей модели управления Европейского Союза!

Надежды Брюссель питают

Все знают метафору о граблях. В нынешней международной ситуации неочевидным является только то, сколько десятков раз политический истеблишмент ЕС будет наступать на них.

Сейчас в Евросоюзе идет медленный процесс с постоянно возникающими надеждами, что «ну вот еще чуть-чуть, и все пойдет хорошо». Однако европейская промышленность продолжает сокращаться, дестабилизирующая социальная роль мигрантов увеличивается, обостряются проблемы с энергетикой (недавние блэкауты в Испании, Чехии тому подтверждение).

Андрей Савиных, эксперт по внешней политике.

Статья опубликована также на sb.by