Американский разлом
Лет десять назад глобальная гегемония США выглядела бесспорной. Американский истеблишмент вызывал разные эмоции, но казался незыблемым и созданным на века. Почему сейчас Вашингтон теряет международное влияние и пытается его поддержать через военные операции?
После Второй мировой войны США превратились в самую мощную глобальную державу, на долю которой приходилось около 50 процентов мирового ВВП. Никто не мог ей бросить вызов. Даже СССР как альтернативная социально‑экономическая система не пытался оспаривать американское доминирование и был скорее озабочен собственной безопасностью, активно продвигая концепцию мирного сосуществования двух систем.
В результате США легко навязали планете доллар в качестве мировых денег, создали универсальные инструменты контроля над глобальной финансовой системой через Международный валютный фонд, Всемирный банк и Базельский банк международных расчетов, дали старт созданию всеобщей системы торговли.
Но сегодня, спустя 80 лет — период, который по историческим меркам сложно назвать очень длительным, доля Штатов в мировом ВВП опустилась до 16 процентов. Доллар пока сохраняет роль ведущей резервной валюты и средства международных расчетов, но и эта функция сокращается.
В основе американских проблем лежат три вида факторов — институциональные, социальные и экономические. Их комбинированное влияние сделало процессы распада Pax Americana (Американский мир) объективными и неизбежными.
Погоня за успехом
Как национальное государство Соединенные Штаты возникли сравнительно недавно — в конце XVIII века. В основе их модели фундаментальный принцип — высокий уровень личной свободы при условии не менее высокого уровня личной ответственности. Все отцы‑основатели были членами пуританских общин, где ценности и стандарты их личного поведения и даже мышления определялись и контролировались религиозной традицией. А согласно ей биологическое начало делает человека рабом своих желаний. Такой индивидуум не рассматривался как свободный. Человек должен делать не то, что приятно, а то, что нравственно, т.е. соответствует христианской морали.
Американский «град на холме» задумывался отцами‑основателями как некий эталон. Предполагалось, что другие нации будут ему следовать добровольно.
Тем не менее этот фундаментальный подход в начале XX века был отменен президентом США Вудро Вильсоном и политическим философом Лео Штраусом. Они радикально пересмотрели логику отношений Вашингтона с окружающим миром, провозгласив активное, если не сказать агрессивное, распространение американских стандартов по планете.
Степень лицемерия возрастала по мере разрушения изначального идейного фундамента американской государственности. Секс‑революция, война во Вьетнаме, движение хиппи, наркотики, погоня за наживой уничтожили протестантскую мораль. Ценности изменились. Осталась только погоня за успехом любой ценой.
Издержки и прибыль
Обладая доступом к неограниченным финресурсам Федеральной резервной системы, которая осуществляла практически бесконтрольную эмиссию доллара, транснациональные корпорации пришли к тому, что им гораздо выгоднее переносить реальное производство в развивающиеся государства, где издержки ниже, чем в тех же Штатах. В гонке за сверхприбылями мировая олигархия мгновенно утеряла остатки национальных и патриотических чувств.
Постепенно реальное производство оказалось в Китае и других странах. А США остались финансовым и маркетинговым центром. Так были запущены серьезные негативные процессы.
Во‑первых, в Штатах стал сокращаться средний класс. Во‑вторых, начала разрушаться система технического образования. В‑третьих, упали инвестиции в американскую промышленную инфраструктуру.
Первые последствия слома экономической системы ярко проявились в кризисе 2008 года. Одновременно с этим стало также очевидным, что коллективным Западом утеряны ключевые технологические преимущества, а также в значительной степени растрачен военный потенциал.
Выбирать союзников по ценностям
В США усиливается неразрешимый мирными средствами конфликт внутри элиты. С одной стороны, старая олигархия, которая через работу печатного станка обеспечивала свои геополитические и геоэкономические преимущества, терпит крах. Но она все еще контролирует значительные финансовые ресурсы. Ей подчиняется около 90 процентов глобальных медиаресурсов. И именно она создала американскую исполнительную бюрократию, которую в последнее время в СМИ называют «глубинным государством». А оно, утеряв свои позиции в Беларуси, Китае, России и большинстве стран, продолжает управлять структурами Европейского союза, сделав его последним территориальным бастионом глобализма.
Этой внушительной армаде противостоит другая часть Америки, связанная с реальным сектором экономики. Эти люди понимают необходимость смены модели и пытаются сформировать новый экономический уклад на основе искусственного интеллекта и робототехники.
Эта группа известна нам условно как команда Трампа. Она хочет любой ценой и любым доступным способом забрать все ресурсы, до которых сможет дотянуться, и направить их на опережающее развитие своего макрорегиона. Для этого реализуется стратегия двойного удара — по внешним институтам глобализации и по внутриамериканским структурам «глубинного государства». Невозможно сломать мировой порядок без слома «внутреннего каркаса», поддерживающего финансовую олигархию.
Если усилия команды Трампа окажутся парализованными, это будет означать сохранение инерционных тенденций распада США.
В итоге Соединенные Штаты в лучшем случае превратятся в региональную державу, а мир вступит в период хаоса, выход из которого будет обеспечен только через механизмы сотрудничества в рамках набирающих силу новых интеграционных структур, таких, например, как ШОС, БРИКС и других.
В Беларуси реализуется взвешенная и результативная политика, которую на протяжении трех десятилетий проводит Президент, — жить своим умом, не поддаваться на манипулятивные приемы Запада, выбирать союзников по ценностям, сохранять реальный сектор и приумножать человеческий потенциал. Сегодня уже очевидно, что только такой курс может обеспечить успешное выживание и развитие в условиях переформатирования мира.
На грани банкротства
Сегодня США уже балансируют на грани превращения в государство‑банкрота. Экономика генерирует долги с такой скоростью, что только их обслуживание порождает перманентный политический кризис. Если в 2014 году госдолг США составлял около 18 триллионов долларов, то в этом достиг уже 36,5 триллиона.
Транснациональные корпорации переходят все границы
Становление глобальной финансовой системы на основе доллара привело к расширению торговли и появлению транснациональных корпораций. Очень быстро они перестали зависеть от одной юрисдикции и сформировали новую, не виданную ранее группу глобальной корпоратократии.
Этой международной олигархии удалось взять под контроль политическую власть в США и превратить эту страну в кластер транснациональных корпораций. Данные институциональные и социальные изменения сформировали условия для процессов постепенного разрушения реального сектора экономики США.
Андрей САВИНЫХ, эксперт по внешней политике.
Статья опубликована также на sb.by