Кризис срывает маски
Мы уже давно и много говорим о фальсификации истории о Второй мировой войне, попытках западных политиков украсть у наших народов Победу или как минимум скомпрометировать подвиг наших предков, остановивших коричневую чуму. Почему это делается?
Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Как только забудем путь к Хатыни, Сталинграду, Брестской крепости, все вернется снова, мгновенно, даже не заметим. Поэтому мы должны, зубами вцепившись, держаться за эту историческую память.
Во время участия в международном патриотическом форуме Союзного государства «Великое наследие — общее будущее», 29 апреля 2025 года.
Идеал равенства
Попытки переписать военную историю ХХ века стали приобретать массовый характер где‑то с начала 2000‑х годов. Фальсифицированные трактовки событий той войны превращаются в версию, которую внедряют в сознание новых поколений и которую хотят использовать для обновленных идеологических нарративов. И уже на этом фоне формируются другие цивилизационные представления и цели. Эти интерпретации истории используются, чтобы отличить своих от чужих, а также для обоснования собственного превосходства или распространения идей реванша.
Как правило, все эти трактовки разрушают базовые исторические основания мирного взаимодействия ведущих стран после 1945 года.
Ялтинские соглашения и выработанные победителями принципы мирного сосуществования сформулировали основу для объединения человечества перед лицом страшной угрозы — германского нацизма. Это стало краеугольным камнем, обеспечивающим общее представление о мире и совместном сосуществовании в будущем.
Такое мироустройство подтолкнуло развитие глобальной торговой системы, значительно углубило международное разделение труда. Были созданы Организация Объединенный Наций и многие другие структуры и механизмы культурного и гуманитарного сотрудничества.
И главное — эта историческая парадигма позволила сформулировать базовые принципы международного права, которые признавали равенство суверенных стран, несмотря на их размер, военный потенциал или масштабы экономики.
Союзы будущего
Общая история о совместной победе лежит в основе всего процесса глобализации. Какое‑то время казалось, что мечта человечества будет скоро достигнута и войны станут анахронизмом истории.
Увы, эти надежды оказались тщетными.
Нам необходимо осознать, что принципы послевоенного мироустройства больше не работают. А в новом шансы на развитие, по всей вероятности, будут сохраняться не у отдельных национальных государств, а у государственных союзов.
Большое значение в их формировании играют трактовки исторических событий, влияющих на притяжение или конфронтацию больших групп человеческих сообществ.
Подтверждение этой точки зрения — появление конфликтующих друг с другом и весьма различающихся версий событий Второй мировой войны. В итоге новые исторические нарративы не только отражают устремления элит, но также превращаются в инструменты когнитивной мобилизации своего общества в начинающемся цивилизационном соперничестве.
На что претендует Вашингтон?
Дональд Трамп заявляет, что США являются победителем как в Первой, так и Второй мировой войне. И это звучит от имени страны, которая принимала достаточно скромное участие в боевых действиях.
Но после 1945 года США приобрели статус сверхдержавы, заняв место бесспорного военного и экономического лидера западного мира, на которого тогда приходилось около 50 процентов глобального ВВП.
Профессиональным историкам хорошо известно, что прогресс США во многих сферах был в значительной степени обеспечен учеными из нацистской Германии, которых вывезли в США и которые обрели там новую родину, не ответив за свои преступления. Как и тысячи нацистов, которые потом работали на ЦРУ по всему миру.
Ощущение поражения
Основной проблемой стран Западной Европы является не просто поражение, полученное от гитлеровской Германии, но и фактическое принятие в годы войны нацистского лидерства, а также прямое участие в войне с Советским Союзом.
Это внутреннее ощущение поражения видно даже в публичных проявлениях. Европейские элиты предпочитают праздновать не победу, а день объединения Европы.
При этом в кулуарах при закрытых дверях можно слышать рассуждения о том, что Гитлер совершил много ошибок и злодеяний, но он предпринял успешную попытку объединения Европы. И «если бы не страшный Сталин, мы бы потом «исправили» преступления Гитлера, а Европа осталась бы объединенной» — сетуют эти «мыслители».
Позиция Беларуси и России
Советский Союз в ходе войны понес огромные жертвы. В интересах будущего и построения устойчивого мира мы согласились закрыть глаза на многое — на роль Великобритании в поддержке немецкого нацизма, на совместные усилия Запада разрушить СССР как конкурирующую социально‑экономическую систему руками гитлеровской Германии, на тайную финансовую поддержку Третьего рейха через банки Швейцарии. И этот список умолчаний можно продолжать долго.
Но самое главное, мы закрыли глаза и слишком долго игнорировали, что политическая система Запада построена на иерархии социальных групп и народов. В их системе ценностей народы не являются равными. Есть цивилизованные нации, которые призваны править миром.
Во многом эти настроения базируются на убежденности, что именно цивилизация Запада породила единственно верные, универсальные правила.
Отсюда вытекает очень горький вывод: нацистская идеология расового превосходства является идейным фундаментом всей западной политической системы.
В итоге в периоды благоденствия и экономического роста эта система маскирует себя под демократию, которая в западном исполнении по своей сути является властью олигархов. А в периоды кризиса обнажается звериный оскал нацизма и фашизма.
Эпоха западного доминирования подходит к концу. Отсрочить этот крах некоторые горячие головы готовы, похоже, даже ценой новой большой войны. Но это путь в никуда. Нужно избавляться от мифов глобализации. А впереди сложный путь развития уникальной и самодостаточной евразийской цивилизации. И это очень важная задача.
Английский комплекс
Великобритания после Второй мировой войны перестала быть колониальной империей и превратилась пусть и в привилегированного, но вассала США без статуса сверхдержавы. Для британской элиты это до сих пор незаживающая рана.
Вынужденные компромиссы
Трактовка Великой Отечественной войны всегда изобиловала «пятнами забвения». Но это допускалось осознанно — во имя построения более справедливого мира. Так, Франция была формально объявлена победителем в этой войне. Что с исторической точки зрения не вполне соответствует действительности.
Андрей САВИНЫХ, эксперт по внешней политике.
Статья также опубликована на SB.BY