На пороге нового мира
Сегодня объектом «цветных революций» становятся уже развитые страны. В недавнем заявлении президент США Трамп открыто об этом заявляет. Как небольшая Беларусь оказалась перед тем же вызовом и какими должны быть наши внешнеполитические ориентиры — об этом в интервью «СБ. Беларусь сегодня» рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных.
«Цветные революции» как орудие глобального проекта
— «Цветные революции» используют совершенно разные техники, в основном когнитивные. Отключить у большинства людей рациональное мышление, зародить настрой на перемены. Перемены любой ценой, и совершенно неважно, что будет потом. В общем-то, методики могут быть разные — цель одна. И напрашивается вопрос: кому выгоден переворот в Беларуси?
— «Цветные революции» направлены на слом традиционного государства. Изначально они возникли как орудие глобального проекта. Если подчинить все государства одним и тем же законам, мир без национальных границ был бы приспособлен для транснациональных корпораций. То есть все политические трансформации реализовывались в интересах транснациональных корпораций, и прежде всего финансовых.
Этот глобальный либеральный проект, по сути, уже провалился — он медленно и тяжело распадается. Но технология самих «цветных революций» осталась и используется глобальными игроками в своих интересах.
Деление мира — это всегда конфликт
Сегодня мир переживает процесс регионализации. Скорее всего, в итоге в мире возникнет пять-шесть макрорегионов — объединений государств с общим рынком, системой разделения труда, финансовой и правовой системой, схожими культурными ценностями.
По всей вероятности, новые макрорегионы установят и новую систему отношений друг с другом. Никто пока не может сказать, какой будет эта система. Но вне всякого сомнения, она будет намного менее либеральной, чем отношения между национальными государствами сегодня.
Деление мира — это всегда конфликт. Мы принадлежим к Восточно-Европейской цивилизации, но находимся на границе с Европейским союзом. До сих пор у разных политических акторов различаются взгляды на то, где пройдет граница между макрорегионами ЕАЭС и ЕС.
Тем более что есть пример Украины, в которой победила «цветная революция». Страна оказалась в серой зоне. Можно сказать, что там введено внешнее управление США.
На Европейский союз надвигается серьезный кризис
— Тогда чем отличается ситуация в Беларуси, если сравнивать с той же Украиной или другими странами, пережившими «цветные революции»?
— Ситуация у нас действительно уникальная. Начнем с того, что на Европейский союз надвигается довольно серьезный кризис. Старая система обеспечения экономического роста и благосостояния больше не работает или работает очень плохо. При этом мир входит в глубокую рецессию, которая по масштабам и остроте сравнима с Великой депрессией в США в 30-е годы прошлого века. По разным оценкам, падение ВВП в ЕС может составить до 50 процентов.
Польша и Прибалтика больше не могут рассчитывать на экономическую помощь от Брюсселя. В конце года выплаты на институциональное и инфраструктурное развитие для этих стран резко сокращаются. Выпадающие доходы необходимо срочно заместить, иначе это станет дополнительным фактором к общей рецессии.
В результате Польша, а за ней Прибалтика начинают искать нового сюзерена и находят Соединенные Штаты Америки. Страны хотят использовать антироссийские тенденции в США, чтобы получить поддержку. Отсюда, кстати, во многом и попытки разместить военные базы НАТО на своей территории.
На каком-то этапе кто-то из польского истеблишмента выходит с идеей создания очередной Речи Посполитой «от моря до моря», предлагая включить в зону влияния этого регионального проекта Польшу, Литву, Украину и, конечно, Беларусь. В случае успеха возникла бы привлекательная для западных соседей ситуация.
В Беларуси есть достаточно большой госсектор, который можно приватизировать, трансформировать, продавать, покупать. У нас есть земля, которая находится в государственной собственности и которую можно было бы выбросить на рынок (как это уже делается в Украине). Я полагаю, что авторы проекта считают, что этого ресурса хватило бы, чтобы пережить кризисные явления. Но это очень спорное утверждение.
В начале 2011 года в Беларуси начиналось обсуждение необходимости конституционной реформы
— По некоторым оценкам, реализация плана использования Беларуси началась еще в 2010 году. Как появилась такая возможность?
— Уже в начале 2011 года в Беларуси начиналось обсуждение необходимости конституционной реформы, реформирования политических институтов, развития партийного движения. Говорить начинали, но делали в этом направлении слишком мало. Это надо признать, ведь, признавая собственные ошибки, становишься сильнее. Потом мы «проскочили» избирательную кампанию 2015 года, в которой на фоне Украины электоральный выбор был очевиден.
Наши контрпартнеры активно формировали социальные группы
Все это время наши контрпартнеры активно формировали социальные группы, целиком и полностью ориентированные на сотрудничество с Западом. Вспомните: активно предоставляли гранты на обучение, предлагали различные экологические инициативы, проекты для местного самоуправления и так далее. Перед этими людьми рисовали позитивную картинку жизни по правилам ЕС.
По моим оценкам, в Беларуси около 20 процентов избирателей ориентированы на Запад. Все они сконцентрированы в сфере услуг, а не в сфере производства. И ошибочно рассчитывают, что при сближении с ЕС их сектор не пострадает так, а может, получит дополнительные шансы на развитие. Для них не является значимым сохранение белорусских промышленных предприятий. Но они — наши граждане.
Нам надо совместно выработать общий взгляд на перспективы развития Беларуси, но делать это мы должны на основании консенсуса, принимая решения, которые выгодны большинству населения.
Выработать общий взгляд на перспективы развития Беларуси
Поэтому мы должны сделать то, о чем говорили семь-восемь лет назад. Первое — провести конституционную реформу, обеспечить более равномерное распределение властных полномочий между Парламентом, Президентом и Советом Министров.
Второе — существенно усилить роль общественных объединений и политических партий. Быстро их развить сложно, но именно на этом следует делать акцент. Голос любой организованной группы должен быть услышан и учтен. Парламент из законотворческого должен стать политическим органом, в котором будет обсуждаться картина будущего Беларуси, ценности и направления развития нашего общества.
И третье — мы должны ускорить интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, в том числе с Россией. Надо показать людям экономические и социальные выгоды от взаимодействия с нашими традиционными союзниками.
— Не выглядят ли в таком случае реформы уступкой власти?
— Нельзя рассматривать реформирование с этой точки зрения. Один из российских премьер-министров, Гайдар, сказал: «Реформы делаются не тогда, когда нужно, а тогда, когда нельзя не делать». Мы сейчас в такой ситуации. Это не сдача каких-то позиций, это реализация старых планов, которые уже нельзя откладывать.
Граждане имеют право на свою точку зрения. Но все граждане без исключения. А не только социально активные, готовые протестовать. Направление развития определяется всеми представителями общества.
Меньшинство всегда вынуждено подчиниться большинству. Тем более что большинство в конечном итоге предлагает более выгодную альтернативу, основанную на расчетах и здравом смысле.
Период серьезных трансформаций
— Так к чему же мы придем в итоге?
— Мир входит в период серьезных трансформаций. Глобальный кризис никому не даст чувствовать себя спокойно. В лучшем случае острая фаза продлится два-три года. Беларусь не может изолироваться, поэтому все процессы почувствует на себе. Потом начнется период стабилизации и, если мы все сделаем правильно, стадия роста.
Вся технология «цветных революций» построена на тактике блицкрига
Если говорить о текущих беспорядках, вся технология «цветных революций» построена на тактике блицкрига. Она уже провалилась. Мы наблюдаем затухающие волны, но как долго затухание будет продолжаться, зависит от двух факторов. В нынешних условиях первым является внешнее финансирование, которым подпитывается протестная активность. Второй фактор, влияющий на политическую ситуацию, — это способность власти предложить привлекательную картину будущего, которая будет приемлема для большинства населения Беларуси. Если это получится, никакие внешние силы не смогут дестабилизировать наше общество.