САВИНЫХ
Андрей Владимирович

Депутат Национального собрания
Республики Беларусь

Андрей Савиных о насущной необходимости развития национальной системы политических партий

Андрей Савиных о насущной необходимости развития национальной системы политических партий

О насущной необходимости развития национальной системы политических партий рассуждает председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Андрей Савиных.

Схема современного общества

В упрощенной схеме современное общество можно представить в виде трехслойной конструкции.

Первый слой – это само общество или народ как совокупность граждан из всех социальных групп.

Третий слой состоит из институтов управления – президент, парламент, суды, Совет Министров и т.д.

Между ними находится второй слой, который состоит из политических партий, общественных объединений, СМИ.

Место для обмена мнениями, площадка для дискуссий

Главная функция этого слоя служить местом для обмена мнениями, площадкой для дискуссии, для споров и обсуждения и урегулирования возникающих социальных конфликтов. К этому слою сегодня относятся также социальные сети, аналитические площадки и клубы. В принципе можно обобщить, что этот слой состоит из структур гражданского общества. Его главная функция – обеспечение консолидации общества в единый социальный организм.

От того, насколько хорошо структурирован и активен второй слой, зависит формирование у большинства граждан общего представления об избранном пути развития, о задачах, стоящих перед страной, о роли государственных структур, а также о существующих проблемах.

Через коммуникационные каналы второго слоя в гражданском обществе формируются объединяющие нацию идеи и воспитывается политическая культура общества. Во всех странах с развитой институциональной системой и сильными общественными традициями содержательная структура второго слоя строится на основе политических партий и аффилированных с ними общественных объединений и организаций.

Политическая структура белорусского общества

Политическая структура белорусского общества имеет несколько иную структуру. Она включает в себя ряд специализированных организаций, например, профсоюзы, а также различные общественные объединения тематической направленности – союз женщин, молодежные объединения, экологические фонды, волонтерское движение, благотворительные организации. Я полагаю, что мы даже можем говорить о наличии в Беларуси собственной философской школы и сети гуманитарных научных центров. Но

Традиционные общественные объединения выполняют специализированные функции. В них не встроены процедуры для оперативного решения острых проблем.

Новые же структуры и объединения, которые появились относительно недавно, зачастую ориентируются на внешние идеологические и философские центры. Они изначально формировались не как структуры сотрудничества, а скорее как протестные центры влияния на общество. Это в конечном итоге и предопределило содержание их деятельности.

Многие общественные инициативы финансируются фондами Запада, продвигая ценности западной метрополии. Основной объем генерируемых этими структурами смыслов формируется из-за рубежа и в интересах внешних центров влияния.

В стране формируется дефицит концепций, идей или проектов, которые могли бы претендовать на “строительный материал” для создания уникального белорусского взгляда на мир, на место Беларуси в этом мире, на ценности жизни и развития применительно к нашей культуре, на желаемое или создаваемое будущее.

Структуры для выполнения функции консолидации белорусского общества

Любое общество нуждается в определении общих этических или ценностных норм, которые бы удерживали это общество вместе и отличали бы его от других обществ.

Главный вопрос звучит так: достаточно ли развиты эти структуры для выполнения функции консолидации белорусского общества?

Еще один вопрос: созданы ли в стране механизмы раннего предупреждения о появлении социальных диспропорций, способные также выполнять функцию мобилизации общества и власти на устранение проблем?

Как мне представляется, мы не можем дать утвердительный ответ на этот вопрос.

Нужно признать, эта работа нами в должной мере не реализуется, целенаправленно не поддерживается, а значит и структуры гражданского общества не могут соответствовать динамике современной жизни, делая все наше общество уязвимым перед внешним воздействием.

Как от этих рассуждений перейти к практическим действиям? Ведь очевидно, что устойчивую систему укрепления государственной и гражданской общности невозможно построить в одночасье.

Политические партии – мостикики между народом и властью

Что делать?

Я считаю, что строительство полноценной структуры гражданского общества должно стать приоритетной задачей всего общества.

И начинать эту работу надо с создания самодостаточных политических институтов общества – политических партий. Еще Цицерон говорил, что “общество – это совместное проживание значительного числа граждан, связанных общим соглашением о законе и правах и желанием пользоваться плодами и преимуществами совместного проживания”. Но!

Совместное существование должно быть институционализировано. А с этой задачей лучше всего могут справиться политические партии, а не объединения по интересам.

Вторым аргументом в пользу политических партий является тезис о необходимости обеспечения управляемости общества.

В период кризисов одних органов государственного управления часто оказывается недостаточно для преодоления проблем. Возникает потребность в связующем звене политических структур, которые служат мостиками между народом и властью.

Опыт всех стран мира подтверждает один важный тезис –

Чем сложнее и неоднороднее общество, тем в большей степени поддержание стабильности зависит от качества функционирования политических институтов, которыми и являются партии.

Управляющая система не может быть структурно проще и примитивней, чем управляемая система

Один из системных принципов – управляющая система не может быть структурно проще и примитивней, чем управляемая система.

Вдумайтесь в этот тезис! Беларусь – это страна, в которой нет однородной этнической основы. Наша гражданская нация формируется на основе как минимум пяти национальностей, которые можно назвать титульными. В Беларуси широко распространены как минимум три церкви, представляющие христианскую традицию, – православие, католицизм и протестантство. Но к традиционным верованиям можно отнести и иудаизм, и мусульманство.

Являясь частью восточноевропейской культуры, мы граничим с западноевропейской цивилизацией со всеми вытекающими из этого культурными последствиями.

Поэтому на современном этапе развития страны нельзя игнорировать необходимость создания политических институтов для консолидации общества.

Тут я должен сделать одну очень важную оговорку!

Когда я говорю о партиях как о политических институтах Беларуси, когда я предлагаю обсудить вопрос о целенаправленной политике по поддержке политических партий, я имею в виду только партии, которые готовы будут конструктивно и цивилизованно сотрудничать друг с другом.

Здесь работает другой принцип – при отсутствии социальных конфликтов партии не нужны, но политические объединения, видящие друг в друге непримиримых врагов, не смогут сформировать фундамент для существования самого общества.

Это значит, что взаимное восприятие друг друга должно измениться или структуры, которые не смогут сформировать реальную, а не мнимую готовность к сотрудничеству, должны быть по возможности исключены из политического процесса.

Развитая партийная система противодействует коррупции и стимулирует экономический рост

Полноценная система политических партий важна не только для обеспечения гармоничного взаимодействия вертикали власти и общества. В качестве дополнительной выгоды развитая партийная система противодействует коррупции и стимулирует экономический рост, а также создает нужный уровень политической конкуренции, который серьезно улучшает качественные параметры высшего слоя управленцев.

Так, партийная система формирует среду, в которой групповые интересы превалируют над индивидуальными. Это первый шаг в противодействии коррупции. Если к этому добавить возможность для обеспечения достойной жизни за созидательный труд и системы наблюдения “всех за всеми”, злоупотребление служебным положением становится невыгодным в исчерпывающем большинстве случаев.

Партийная система через партийную конкуренцию неизбежно создает социальные лифты для талантливых и деятельных людей. Таким образом формируется и поддерживается устойчивый социальный вектор на непрекращающееся развитие.

Страны с развитой партийной системой легче справляются с последствиями экономических кризисов

В качестве аргумента в пользу партийной системы можно привести также вывод зарубежных исследователей, которые проводили сравнительный анализ по странам, связанный с влиянием различных факторов на то, как страна справляется с кризисными явлениями. Сопоставление показателей показало, что страны с развитой партийной системой легче справлялись с последствиями всех видов экономических кризисов. Причем эта взаимосвязь явно проявлялась именно в периоды кризисов, хотя и не была очевидной в периоды экономического роста. Это говорит о том, что партийная система является важным механизмом стабилизации общества именно в период кризиса.

Несмотря на острые моменты в развитии текущей общественно-политической ситуации в Беларуси, я убежден, что у нас еще есть время на модернизацию общества.