Савиных: XXI век станет временем столкновений, борьбы и взаимодействия цивилизаций

Савиных — о природе политических конфликтов

Глобализация отступает

Сейчас идет формирование нового миропорядка. Что собой может представлять международная архитектура в недалеком будущем? Почему пришли в движение тектонические плиты политустройства? В чем важность нынешнего исторического момента?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Очевидно, что сегодня безопасность не может поддерживаться лишь на одном континенте. Мы выступаем за создание общего пространства доверия и сотрудничества между Западом, оставшимся в меньшинстве, и Глобальным большинством. За объединение стран не против кого-либо, а во имя общей цели, чтобы избежать фатального цивилизационного разлома. За возобновление действительно равноправного, взаимоуважительного и ответственного диалога.

Из выступления на II Минской международной конференции по евразийской безопасности, 31 октября 2024 года.

Планы не скрывали

Бытует мнение, что в XIX веке конфликтовали империи и национальные государства. Они боролись за сферы влияния, рынки сбыта и благоприятные условия для развития. XX век характеризовался противостоянием двух социально-экономических систем — капиталистической и социалистической. А после распада СССР мир вступил в период глобализации во главе с корпоративно-финансовыми группами, которые к концу прошлого столетия заняли доминирующее положение в рыночной системе хозяйствования.

Именно они и принялись превращать мировую экономику в гигантский хозяйственный комплекс, назначая отдельным странам и территориям их экономическую специализацию: для России и стран Ближнего Востока — поставка энергетических товаров, для Китая — выпуск товаров, для Африки — добыча природных ископаемых и т.д.

В то же время введение структурных и финансовых ограничений создавало отдельным странам непреодолимые препятствия для развития. Подобная система была спроектирована таким образом, чтобы периферия во всем уступала метрополии и выполняла исключительно утилитарную задачу: обеспечивала центр ресурсами всех видов и при этом была лишена политического влияния. Лучшие умы «утекали» в страны «золотого миллиарда», а создаваемый капитал притягивался в офшорные зоны.

В качестве завершающего шага глобальная олигархия планировала с течением времени постепенно отказаться от национальных государств и передать рычаги управления мировым сообществом в руки транснациональных корпораций, упразднить рыночные отношения, заменив их режимом корпоративной олигополии. И в финале, по их планам, которые они в целом не сильно скрывали, должно было появиться иерархическое кастовое общество с жестким авторитарным управлением на принципах технофеодализма.

Но как часто бывает в истории, в момент, когда окончательный триумф казался уже близким и неизбежным, «что-то пошло не так». В такие моменты начинаешь верить в «высший промысел», так как иначе объяснить логику поворота событий бывает достаточно трудно.

Разрушения из-за несправедливости

Начало СВО в феврале 2022 года сломало планы ультраглобалистов. Сегодня для всех уже очевидно, что эти боевые действия начались как противостояние защищающегося национального государства с глобальной олигархией, контролирующей страны коллективного Запада и ведущей человечество в новые «темные века».

Вполне реально, что через 10 — 15 лет именно начало спецоперации в Украине историки будут считать датой начала процессов регионализации и рождения многополярного мира.

С точки зрения закономерностей политической философии разрушение западной гегемонии было неминуемо. Это заключение обусловлено базовыми принципами функционирования больших систем, которые требуют адекватного аппарата управления. Если его нет, сперва нарастают кризисные явления, а затем разрушается и вся конструкция. Что мы сегодня и видим.

Как Советский Союз не сумел создать эффективную модель управления плановой экономикой, так и глобальная олигархия безнадежно провалила «руление» сложнейшими взаимосвязями мира. Ход истории всегда приводит к похожим результатам при нарушении основных законов.

Нынешняя глобальная структура рушится по причине собственной сложности, а также фундаментальной несправедливости, заложенной в ее основании. Все указывает на то, что нынешний век станет временем столкновений, борьбы и взаимодействия цивилизаций.

Получается, что человечество, провалив «очередной экзамен», отступает на один организационный уровень. И сегодня становится крайне важным понять, какие центры будут формировать политическую карту будущего.

Арена соперничества

Можно легко выделить более десятка устойчивых цивилизационных образований. Но дело в том, что не все они смогут конкурировать за лидерство и доминирование в нынешнем веке. Им для обеспечения своего развития как минимум нужно обладать рядом важных параметров: собственной привлекательной картиной будущего, набором базовых технологий, которые позволят обеспечить промышленное и технологическое развитие, наличием природных ресурсов, а также военным потенциалом, достаточным для защиты себя и своих партнеров.

Анализ этих ключевых параметров позволяет сделать вывод, что нынешнее столетие станет ареной соперничества только очень небольшого числа цивилизаций — русской, китайской, атлантической (западной или американской) и индийской. Ни одна из них на данный момент не обладает полным набором преимуществ. Так что впереди нас всех ждут непростые времена.

Не делить мир

Сегодня можно констатировать жесткость и агрессивность атлантической цивилизации, которая готова на любые действия и жертвы за чужой счет для получения шансов на доминирование в новом цикле исторического развития.

Именно этой логике подчинены все действия новой американской администрации, которая ставит крест на глобализации, методично уничтожая ее политические институты. Даже недавнее заявление группы республиканцев в конгрессе о возможном выходе США из ООН — это не блеф, а скорее демонстрация решимости окончательно похоронить нынешний миропорядок и его защитников.

Однако действия Трампа — это не отказ от американского доминирования, а скорее вынужденное отступление, попытка перегруппировать силы, сконцентрировать ресурсы на самых перспективных направлениях. Если получится, атлантическая цивилизация вернется «царствовать». Для нее власть важнее процветания всей планеты.

На этом фоне контрастно выделяется русская цивилизация, к которой относимся и мы. Но она еще не восстановилась полностью от социально-экономических потрясений конца прошлого века. Тем не менее ее выделяет удивительное свойство — она не делит народы на те, которые призваны управлять, и на варваров, которых нужно принуждать к повиновению. Поэтому здесь и не могло родиться искусственное деление мира на «сад и джунгли».

Сила нашей общей цивилизации дает миру надежду на будущее для всех, а не только избранных и на реализацию давней мечты — построить справедливое глобальное общество, в котором будут учитываться интересы всех народов.

ФЕНОМЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ

Цивилизация рассматривается как социокультурный феномен, объединяющий людей на основе общих ценностей, традиций, религии, языка, технологий и институтов. Все это формируется длительный период времени и охватывает крупные регионы, выходя за рамки отдельных этносов или государств.

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

На стыке прошлого и нынешнего веков создаваемая глобалистская конструкция казалась незыблемой и мощной. Не случайно аналитик Фрэнсис Фукуяма даже опубликовал программную статью о конце истории, в которой провозгласил победу только одних ценностей — западных и вечное доминирование только одной политической системы — либеральной демократии.

Но даже общий анализ показывает, что этот порядок был основан на несправедливости и асимметрии реального вклада и получаемых выгод.

Андрей САВИНЫХ, эксперт по внешней политике, заместитель председателя ЛДПБ

Статья опубликована на SB.BY