Элитарные знания
На Западе граждан воспитывают в духе безропотного подчинения со школьной скамьи. Какие методики для этого используются?
Одним из мифов западного общества является нарратив о высоком уровне защиты прав человека как основе высокого достатка граждан в странах «золотого миллиарда». В реальности же речь идет об искусном программировании там людей на выполнение определенных функций. И не более того. За счет чего такая управляемость достигается?
Новая формация олигархов
Всевозможные вольности в западных странах на протяжении столетий существовали в основном для аристократии. Потом к этой привилегированной группе добавились новые имущие сословия — банкиры и буржуа. Простой народ в расчет не брался. В XIX веке борьба угнетенных сословий стала приводить к массовым восстаниям и не менее кровавым революциям. Из‑за этого власти предержащие пошли на изменения, которые в определенной степени облегчили положение простонародья. Но этот процесс никогда не вел к достижению конечной цели — обеспечению справедливости. Правящие круги сохраняли власть и доминирующее положение.
Нобелевский лауреат Милтон Фридман подчеркивает: «При смене политической власти мы постоянно видим несменяемые центры влияния в экономике. Эти центры контролируются элитой, которая за последние 200 лет сумела защитить свое существование через укоренение священного права частной собственности».
Отсюда можно сделать очевидный вывод, что так называемая западная демократия сводится к системе «ограниченного выбора». Простые граждане могут пользоваться только теми свободами, которые не нужны элите. Она же к концу ХХ века трансформировалась в наднациональную социальную группу финансовой и корпоративной олигархии и стала использовать политические системы и доминирующую идеологию неолиберализма для маскировки своего привилегированного положения.
Перегрузка сознания
Контроль над людьми через обман и манипуляцию стал базовой моделью для управления обществом. «Сознательная и разумная манипуляция способами поведения и мнениями масс является существенным элементом западного общества», — сформулировал этот принцип Эдвард Бернейс, автор концепции PR. Эту систему назвали мягкой силой, маскируя ее реальное содержание и жесткость в достижении целей по принципу «выбор без выбора».
В стандартных ситуациях в ход идут мода, лидеры мнений, квазиавторитеты, а в кризисных — перегрузка сознания потоками информации, создание паники и даже атмосферы психоза (как в случае с COVID‑19).
Подобные подходы существенно снижают риски коллективного сопротивления, но не могут окончательно устранить социальное напряжение в обществе. Постоянно находятся люди, которые в силу образования и мышления могут вырваться из «болота» манипуляций и бросить вызов утилитарной логике материального успеха. Это всегда воспринималось правящей верхушкой как экзистенциальная угроза.
Стереотипность действий
Еще в конце ХХ века появилась теория, что массовая пропаганда сможет окончательно утвердить систему невидимого, но тотального управления обществом, если индивидуумы будут подготовлены к восприятию стереотипов с самого детства. Для достижения этой цели стали использоваться различные методики, замаскированные под новаторские методы обучения.
Так появилась концепция «гуманизации» образования, главный принцип которой «Детей нельзя принуждать учиться. Все должно быть на добровольных началах. Школьникам можно даже не делать домашние задания, если они этого не хотят».
В фокусе внимания обучающих методик оказались приемы пробуждения интереса к учебе, игровые методы и многое другое. С виду благая цель — сделать образовательный процесс приятным, а усвоение знаний интересным! Но при этом игнорируется главное.
Речь даже не о получении знаний, которые могут и не пригодиться в жизни, а скорее о развитие мозга, способности адекватно оценивать окружающую реальность и справляться с возникающими проблемами. Для этого необходимо формирование волевого и эмоционального комплекса, привитие ребенку интеллектуальной выносливости и психологической устойчивости.
Если этого не делать, следствием станет воспитание личности, привыкшей к использованию стандартизированного и повторяющегося набора навыков и приемов. При таком подходе человек может быть превращен в «биологического робота», действующего по уже предписанному и усвоенному шаблону. Иными словами, важным результатом этого процесса становится не создание человека‑творца с критическим мышлением, а воспитание «индивидуума сервисного, служебного», который будет безропотно выполнять все поручения, не задаваясь сложными вопросами.
Вторым направлением стало сокращение образовательных программ в пользу утилитарного и практического подхода, который ориентирован на привитие детям навыков, нужных для получения профессии. Этот подход обосновывается значимостью подготовки человека к продуктивной взрослой жизни с акцентом на обеспечении простого материального успеха.
Социальные ниши
В период моей работы в представительстве Республики Беларусь при международных организациях ООН в Женеве состоялась моя встреча с ректором универсального колледжа кантона Женевы.
Казалось бы, что колледж одной из самых богатых стран Западной Европы должен был бы обеспечивать высокий уровень качества обучения, мотивировать детей на получение новых знаний. Но мне было известно, что в этом колледже учителя регулярно предлагали своим подопечным задуматься над целесообразностью продолжения учебы, подчеркивая, что для обеспеченной жизни высокий уровень образования совсем не обязателен. Это выглядело как попытки осознанно демотивировать молодых людей продолжать учебу.
Такая позиция меня настолько заинтриговала, что я попросил разъяснить логику подобных действий.
Ректор, респектабельная дама, отметила, что в Швейцарии они уже давно пришли к выводу: для управления обществом нужно лишь пару процентов высокомотивированных и одаренных людей, получающих классическое среднее и высшее образование. Она выразила уверенность, что для общества будет лучше, если все остальные получат базовые профессии сантехников, связистов, механиков, электриков, садовников, инженеров, банковских клерков и будут занимать соответствующие социальные ниши. Это были не просто рассуждения. Как оказалось, в универсальный колледж могло попасть не более 5 процентов от общего числа учащихся в каждом учебном году. Остальные направлялись в профессиональные школы, где получали различную профессиональную подготовку.
Каково же было мое удивление, когда я узнал, что только выпускники универсального колледжа получают право на поступление в классический университет сразу после завершения среднего образования. Те, кто оканчивал обычные школы, должны были проработать по полученной специальности минимум до 25 лет, и только после этого им также разрешалось идти в высшие учебные заведения.
Рожденный править…
Имущие сословия для своих детей создали частные школы. Прием туда строго ограничен по двум параметрам. Например, в Великобритании стоимость обучения в год составляет от 30 до 70 тысяч фунтов и эквивалентна или даже превосходит среднюю годовую зарплату по стране. Не более 10 — 15 процентов родителей смогут справиться с такой финансовой нагрузкой.
Но наличие денег не является единственным условием. Мне лично известен случай, когда нидерландский банкир, зарабатывающий минимум 10 миллионов евро в год, получил отказ в приеме на учебу его дочери от одной частной школы под Лондоном. Видимо, его семью сочли недостаточно элитарной?
Зачастую «особые школы» открыты только для представителей вполне конкретных элитных групп. Всем остальным, за очень небольшими исключениями, вход в эти учебные заведения закрыт.
Программы частных школ разительно отличаются от того, что есть в массовых учебных заведениях. Достаточно сказать, что в первых до сих пор преподают латинский и греческий языки (это отлично развивает память и абстрактное мышление). Обучение там организовано как процесс преодоления личных слабостей, развития способности справляться с возникающими проблемами. Программа содержит гуманитарные предметы, такие как логика и политическая философия, направленные на создание у учеников цельной картины мироздания и понимания причинно‑следственных взаимосвязей окружающего мира.
Важным элементом подготовки являются навыки социализации. Эта задача решается через командные виды спорта. Старшие школьники также выполняют роль менторов для учеников‑первогодков, принуждая их к подчинению и следованию правилам распорядка. Это делается под лозунгом «Тот, кто рожден править, должен понимать, что такое подчинение».
В школе ребенок перестает принадлежать отдельной семье или традиционной культуре. Вся система воспитания погружает его в мир нового элитарного мышления и образа жизни, формируя его взгляды, навыки, убеждения и бескомпромиссную готовность служить системе и своей социальной группе, которая заменяет ему семью.
Функции ограничены
В элитарные университеты вход для многих закрыт высокими конкурсами или уровнем платы за обучение. Впрочем, подобная образовательная система предусматривает возможность преодоления «заградительных барьеров», но только для талантливых выходцев из низов, если они демонстрируют незаурядные способности и волю к преодолению трудностей. Таких людей превращают в верных «янычаров», готовых пожертвовать всем для защиты «мира, основанного на правилах».
Для широких масс предлагается «кастрированное» образование, все больше и больше развивающееся в направлении подготовки сервисного человека, конформиста, лишенного целостного восприятия мира, ориентирующегося исключительно на ценности материального успеха и способного выполнять ограниченный набор профессиональных функций.
Работая в дипломатических представительствах Беларуси в западных странах, я часто общался с местными чиновниками и служащими. Если перед ними стояла стандартная задача, предусмотренная служебными инструкциями, они всегда действовали быстро и демонстрировали высочайшую эффективность. Но возникновение нестандартных ситуаций всегда вызывало управленческий коллапс. Решение проблемы, как правило, делегировалось на более высокие уровни управления и занимало огромное количество времени.
Обратной стороной управляемости является примитивизация мышления, неспособность справиться с кризисами или нетривиальными задачами и нежелание принимать самостоятельные решения.
Смысл в эмоциях
Широкое использование коммуникационных гаджетов и социальных сетей значительно ускоряет процесс превращения мыслящего индивидуума в «ограниченную производственную функцию». Прежде всего нужно его сознание постоянно «бомбардировать» информационными нарративами. Они не просто описывают события, а подсказывают, как их нужно понимать. Цель тут — не трансляция «правды», а передача нужного и эмоционально окрашенного смысла.
Высокая скорость инфопотоков превращает факты в некие интерпретации, в которых реальные события заменяются эмоциональными оценками виртуальных лидеров мнений. В итоге человек начинает воспринимать чьи‑то суждения как объективную реальность. Сегодня эта технология уже превратилась в оружие.
Постоянное же пребывание в такой информационной среде изменяет не только восприятие реальности. Существенное воздействие оказывается на структуру памяти — гражданин перестает усваивать знания и только запоминает, где в сети можно найти ту или иную новость. Он теряет способность концентрировать внимание на одном предмете в течение продолжительного времени, достаточного для критического анализа, — внимание «порхает», переключаясь с одного элемента на другой в плотном инфопотоке, создавая иллюзию включенности и социальной активности.Достижения когнитивных наук и развитие информационных технологий ставят человека перед трудным выбором: или пытаться усилием сохранять свободу воли и мышления, или плыть по течению и опуститься до уровня управляемого биоробота.Человечество не первый раз сталкивается с подобной развилкой. Когда‑то такую же роль играли навыки чтения и письма, потом — базовое образование. Сегодня — критическое мышление.
А выбор в каждом случае определялся не столько способностями, сколько ценностями, ради которых люди готовы жить, созидать и даже жертвовать собой. Иного пути нет!
Ограниченый выбор
Для 95 процентов молодых людей, не проявивших свои возможности в достаточно раннем возрасте, в странах «золотого миллиарда» создан искусственный барьер, который усложняет им получение дальнейшего образования. Это классический пример завуалированного «ограниченного выбора», который облегчает формирование социальной иерархии.
Под руководством страха
Для контроля за мнением людей широко используется такой социальный инструмент, как страх. Он замаскирован в искусственно созданных представлениях об успехе. Если человек успешен, то он зарабатывает много денег. Самодостаточность и духовное развитие его определяются по уровню дохода — единственным мерилом ценности являются деньги и успех на рынке. У кого этого нет, его идеи, ценности объявляются вторичными и дефектными. Такая система превращается в эффективный инструмент подчинения и управления.
В социальную систему Запада до сих пор прочно встроены антагонистические противоречия. Главное из них — конфликт между частной природой капитала и общественными принципами демократии. Еще в XIX веке американский философ Джон Дьюи утверждал, что «институты частной собственности являются тоталитарными по своей сути и враждебны реальной демократии».
Статья опубликована на SB.BY