Борьба цивилизаций приобретает онтологический характер: это исключает возможность переговорного урегулирования

Андрей Савиных

Сегодня человечество столкнулось с новым фундаментальным вызовом. Общественная экономическая система, которая включает весь мир, которая ответственна за существующее глобальное мироустройство и которая основана на свободном рынке, конкуренции, частной собственности и заемном капитале, подошла по объективным причинам к пределу своего развития и начинает медленно разрушаться.

Общие корни, но разные пути


Практически с момента зарождения науки о цивилизациях исследователи признавали наличие как минимум двух цивилизаций в Европе — западноевропейской и восточноевропейской. Имея одни истоки, эти цивилизации по‑разному переосмысливали полученное наследие. Сталкиваясь с различными географическими, климатическими и историческими вызовами, они приобрели очевидную автономность и сформировали различающиеся системы ценностей и восприятия окружающего мира.

Западноевропейская цивилизация с самого начала продемонстрировала ориентацию на рациональность и индивидуальные начала человеческой личности.

Ограниченность пространства и природных ресурсов в условиях постоянно растущего населения сформировала акцент на развитии и познании для преодоления нужды. Накопление материальных ценностей стало критерием успеха, связанного, в свою очередь, с индивидуальной свободой, которая не носила универсального характера, а существовала скорее как сословная привилегия. Эти процессы способствовали формированию иерархической структуры общества на основе имущественных сословий, статус которых защищался силой, законом и традицией. Система экономических отношений основывалась на частной родовой собственности, а основой общественных отношений стала личная выгода.

Восточноевропейская (многие исследователи называют ее русской) цивилизация в условиях более жесткого климата и онтологической угрозы для своего существования от степных цивилизаций Азии стала ориентироваться на коллективистские начала, совместное выживание, взаимопомощь, взаимоподдержку, способность к мобилизации и жертве во имя спасения рода.

Фактор времени и конкуренция между индивидуумами имели гораздо меньшее значение, чем выживание общины, и поддерживали нравственные установки на мистическое единение с окружающим миром, веру в судьбу и предназначение. Общинная и государственная собственность приобретали особое значение как фактор цивилизационного развития. В основе общественных отношений оказались долг, служение, жертва во имя общества.

Важным фактором разделения стали также ценностные различия двух направлений христианства — католицизма и православия, которые формировали различающиеся системы мировоззрения и углубляли водораздел между двумя традициями.

Англосаксонский подход

На протяжении многих столетий обе цивилизации занимали разную территорию. Конфликты проходили по линии их соприкосновения, но при этом сами цивилизации по своему культурному коду и образу мышления были родственны и, скорее, дополняли друг друга.

Раскол западного христианства в начале XVI века на католицизм и протестантизм ознаменовал начало формирования третьей европейской цивилизации. Эти процессы были связаны с развитием новых производительных сил и появлением новых производственных отношений, которые отрицали сословные и монархические порядки старой Европы.

Набирающая силу социальная группа, получившая название буржуазия, объединила старый торговый капитал с быстро развивающимися машинными технологиями и стала нуждаться в новой картине мира и новой системе ценностей. Зародившуюся на северо‑западе Европейского континента, прежде всего в Великобритании, молодую цивилизацию можно назвать протестантской. Кто‑то называет ее англосаксонской или голландской (впрочем, обоснование точного названия этой цивилизации не является целью данной статьи и лежит в сфере научной методологии).

Источником успеха в протестантской цивилизации изначально был определен труд. Этот подход породил знаменитую протестантскую трудовую этику и во многом стал фактором быстрого экономического развития Голландии и Англии.

Нравственность и справедливость стали определяться нормами закона. Отсюда родилась установка — все, что законно, является нравственным и справедливым. В Англии закон быстро превратился в инструмент защиты интересов высших сословий, породив систему прецедентного права, основанного на мнении судьи, который всегда был представителем высшего сословия.

Новые вызовы

Невозможность обеспечить процветание только за счет собственных ресурсов превратилась для новой цивилизации в серьезный вызов.

Соперничество за ресурсы с континентальными монархиями стало отправной точкой формирования агрессивной, захватнической цивилизации, устремленной вовне, что подталкивало к колониальным завоеваниям.

Мерой успеха и священной миссией для высших сословий стали власть, служение империи, а также доминирование над другими народами и их подчинение. Именно на этом основана концепция «бремени белого человека», поэтично сформулированная британским писателем Редьярдом Киплингом, который таким образом внес существенный идейный вклад в обоснование превосходства английской расы. В дальнейшем эти взгляды получили тотальное распространение в британской элите. В этом контексте родиной идейного нацизма, скорее, нужно считать Британскую империю, а не Германию.

Эти процессы заняли несколько столетий и привели к ожесточенному цивилизационному соперничеству внутри европейского пространства, которое выливалось в конфликты и войны между западноевропейскими государствами. После долгого соперничества западноевропейская (католическая) цивилизация заняла подчиненное положение по отношению к протестантской.

В свою очередь, восточноевропейская цивилизация оказалась намного устойчивей и успешней в многовековом цивилизационном противостоянии, сначала опрокинув нашествие Наполеона, потом ответив Октябрьской революцией на вызов, продиктованный итогами Первой мировой войны, и позднее ускоренной (ценой серьезных жертв) индустриализацией из‑за неминуемой угрозы новой мировой войны, что в итоге привело к триумфальной победе во Второй мировой.

Распад Советского Союза и отказ от модели социального государства поставили русскую цивилизацию в зависимость от коллективного Запада только к концу ХХ века. При этом победителем стала цивилизация, которая к этому времени также прошла серьезный путь трансформации в британо‑американскую, или атлантическую, где Британия уже играла роль младшего партнера, но в которой первичные базовые принципы, система ценностей и образ мышления элит остались во многом неизменны.

Серьезный глобальный кризис

Сегодня все человечество оказалось в кризисе, который ряд экономистов называют фазовым и который должен привести к фундаментальным изменениям в способе производства, в содержании производственных и имущественных отношений. Все фазовые переходы прошлого (от рабовладельческого к феодальному, от феодального к буржуазному укладу) были связаны с повсеместным падением уровня жизни, множественными социальными потрясениями, военными конфликтами и революциями.

Эта ситуация до предела обостряет противостояние европейских цивилизаций. Нарастающий кризис резко увеличивает потребности доминирующей атлантической цивилизации в финансовых, материальных и человеческих ресурсах для своего сохранения.

Уже видно, как создаются условия для разрушения промышленного потенциала стран континентальной Европы, провоцируются локальные конфликты в различных регионах мира. Все это приводит к бегству капиталов, технологий и специалистов в зоны, контролируемые «атлантистами».

Простого доминирования уже недостаточно. Атлантическая цивилизация взяла курс на тотальное разрушение всех институциональных основ, сформированных ранее. Столкновение цивилизаций приобретает онтологический характер: победит тот, кто упадет последним. А это полностью исключает реальную возможность переговорного урегулирования!

Этот конфликт порождает также болезненное размежевание в мировоззрении людей на личном уровне. В последние десятилетия в публичном сознании целенаправленно культивировались представления о единой общеевропейской цивилизации, основанной на международном законодательстве и общих равно справедливых для всех правилах. В итоге часть граждан Беларуси считают восточноевропейскую цивилизацию частью объединенной цивилизации Запада, игнорируя существующие различия в ценностях.

Увы, единой общеевропейской цивилизации в реальности не существует и никогда не существовало. Этот миф целенаправленно внедрялся в сознание прежде всего для того, чтобы облегчить переформатирование общественного мышления под стандарты атлантической цивилизации.

А также для того, чтобы замаскировать колониальный статус наших стран в системе западного мира. В годы экономического роста существовала призрачная надежда минимизировать паразитическое давление атлантической цивилизации, как‑то защитить свои интересы.

Но фазовый кризис изменил все! Переждать, уклониться или устраниться не получится. Народам наших стран элиты стран коллективного Запада предлагают только один путь — встраиваться в их «новый дивный мир» на принципах жесткой ассимиляции, на правах «безродных гастарбайтеров», которые будут вынуждены «заслужить» входной билет лишениями и трудом как минимум нескольких поколений, оплачивая полной мерой также внутренние моральные и психологические издержки окончательного отказа от своего суверенитета, государственности, ценностей, истории и предков.

Начало специальной военной операции в Украине ознаменовало переход к острой военной фазе противостояния атлантической и восточноевропейской цивилизаций. Это попытка перехватить стратегическую инициативу в борьбе за будущее.

Для России и Беларуси, которые являются ядром восточноевропейской цивилизации, это знаменует начало освободительной антиколониальной борьбы за цивилизационный суверенитет и самостоятельность в выборе пути развития. Нам всем нужно понимать, что «точка невозврата» в конфликте с цивилизацией коллективного Запада уже пройдена.

Мы находимся в ситуации, когда наша цивилизация или сможет восстановить независимость и начать самостоятельный путь развития, или будет уничтожена опасным цивилизационным хищником, который таким образом переложит на нас бремя борьбы за собственное выживание. Иного историческая реальность нам не оставляет. И нужно быть к этому готовыми.

Статья также опубликована на sb.by

Недавние публикации