САВИНЫХ
Андрей Владимирович

Депутат Национального собрания
Республики Беларусь

Как повышается благосостояние общества?

Как повышается благосостояние общества?

Мне представляется, для ответа на этот вопрос и была придумана наука экономика. Именно этим она и интересна. Но чем глубже погружаешься в изучение экономических понятий и моделей, тем очевиднее становится описательный и неточный характер этой дисциплины.

Приблизительный или оценочный характер экономики

Я вынужден сегодня констатировать, что за исключением закономерностей на микроуровне, описание которых происходит через математические формулы, многие постулаты этой науки носят приблизительный или оценочный характер. Экономические модели очень уж часто работают в одних условиях, но не работают в других при чуть изменившихся параметрах.

Надо также признать, в этой науке на сегодняшнем этапе начинают проявляться идеологические и политические предпочтения для защиты доминирующих экономических течений, что заставляет экономистов подгонять данные под те или иные мировоззренческие постулаты.

Я уж не говорю об экспертах, которые, понятно, хотят хорошо зарабатывать на трактовке экономических законов, постоянно добавляя наукообразные тезисы, не имеющие большого смысла с практической точки зрения и трудно проверяемые теоретически.

Разговор по существу с Александром Шпаковским: Андрей Савиных

Увы, сегодня экономика по точности своих постулатов не может даже относительно конкурировать с физикой или математикой, хотя и в этих науках тоже есть «белые пятна».

Скажу только, что в определённый момент у меня даже родилась шутка о двух главных проблемах Беларуси. Звучала она так:

«С одной стороны, у нас в стране слишком много экономистов, которые полагают, что экономика – это наука. На самом деле это искусство выпускать и продавать востребованную рынком продукцию. С другой стороны, у нас слишком много управленцев, которые убеждены, что управление – это искусство. На самом деле это наука с давно опробованными моделями, техниками и приёмами».

Прошу не судить эту шутку слишком строго и не воспринимать её содержание как научную формулу.

Еще хочу сказать, что никоим образом не отрицаю и не стараюсь умалить роль и значение экономики как развивающейся науки и уж тем более значение экономической мысли в жизни общества. Нет другой дисциплины, которая прямо изучает механизмы повышения благосостояния общества, и это бесспорный факт.

Концепция добавленной стоимости

В этой статье из всего многообразия понятий я хочу остановиться только на одном, которое, как мне представляется, играет очень важную роль в современных экономических воззрениях, – концепции добавленной стоимости.

Под добавленной стоимостью мы понимаем приращение стоимости продукта или услуги, созданной хозяйствующим субъектом, к стоимости используемых им при производстве товаров или оказании услуг материальных ресурсов.

Именно в процессе производства с помощью использования факторов производства (труд, капитал, материальные ресурсы) создаётся добавленная стоимость. Производственный аспект создания добавленной стоимости берет своё начало с формирования теории о прибавочной (добавленной) стоимости классиками английской политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо.

К. Маркс считал, что добавленную стоимость создают своим трудом наёмные работники.

Довод – «не продашь, ничего не получишь» – ведёт к очень сильным искажениям

По мере формирования рыночной инфраструктуры данная концепция была дополнена потребительским подходом в рамках маржиналистской теории. В нём величина добавленной стоимости складывается не из затрат труда и материалов, а из ценности товара для потребителя. Добавленная стоимость формируется из меновой стоимости и не зависит от необходимых трудовых затрат, а зависит от интенсивности потребления. Согласно этому подходу, доля реальной затраченной стоимости уже не считалась основной, а особое внимание уделялось доле маркетинговых затрат и прибыли. В каком-то смысле именно маркетинговые издержки были объявлены главными или самыми важными. Этот внешне логичный довод – «не продашь, ничего не получишь» – ведёт к очень сильным искажениям и очень своеобразно деформирует формирование глобальных цепочек стоимости.

Попытка проанализировать влияние этого потребительского дополнения на создание и использование добавленной стоимости занятие очень увлекательное.

О перераспределении добавочной стоимости

Интересный пример приводит Азиатский банк развития в 2010 году, оценивая производство IPhone в Китае. Оказывается, что общая стоимость производства этого телефона составляет около 180 долларов. На рынке США он продаётся за почти 1000 долларов. В результате валовая прибыль в размере почти 800 долларов учитывается как добавленная стоимость, созданная внутри США.

Действительно ли США создают так много добавленной стоимости, формируя моду на IPhone как дорогой и престижный аксессуар, или поддерживая высокий платёжеспособный спрос своего населения? Тут, скорее, уместно рассуждать о перераспределении этой добавочной стоимости. В связи с тем, что разработчик продукта является резидентом США, деятельность кампании финансируется из США, возникает возможность перераспределить добавочную стоимость в интересах американских игроков. Этот пример я привёл из-за его демонстративности. Он хорошо показывает тенденции, которые встречаются в мире, но могут иметь место и в пределах одной страны.

В целом этот подход, возможно, прояснил вопрос, как добавленная стоимость перераспределяется при продвижении товара к потребителю. Но явно усложнил понимание или отвлёк внимание от того где эта стоимость в реальности образуется.

Где добавленная стоимость в реальности образуется?

Если вернуться к первоисточникам, то можно предположить, что реальную добавочную стоимость создаёт разработчик и производитель продукта, а транспортные, торговые, маркетинговые и рекламные компании просто получают (перераспределяют, но не создают) часть этой стоимости в своё распоряжение для продвижения этого продукта.

Более того, такое перераспределение возможно только в условиях экономического роста и стабильности финансовой системы и глобальных рынков. С приходом кризиса возникающие диспропорции усугубляют падение и остроту кризиса. Но это утверждение является, скорее, предположением, а не научно доказанным фактом.

Кто создает добавленную стоимость в большом масштабе?

Меня же интересует другой, на мой взгляд, крайне важный и интересный вопрос. Добавленную стоимость создаёт любой работник в процессе производительного труда. Но существуют ли люди, которые в силу специфики своего труда создают добавленную стоимость в большом масштабе? Или социальные группы, которые занимают особое место в процессе создания (а не перераспределения) добавленной стоимости?  

С моей точки зрения, мы можем выделить три социальные группы, которые играют такую особую роль:

Учителя. Из «человека природного» учителем создаётся «человек созидающий»

Школы и вузы обеспечивают приобретение человеческих навыков, которые делают из ребёнка образованного члена общества, прививая ему знания и навыки продуктивного труда. Из «человека природного» учителем создаётся «человек созидающий».

Именно в этой сфере мы видим максимальный прирост создаваемого человеческого капитала, который имеет ключевое значение не только для развития, но и для сохранения уже достигнутого уровня цивилизационного развития. Особое значение человеческий капитал приобретает в рамках пятого (сегодняшнего) технологического уклада и еще большее значение будет иметь в приближающемся шестом укладе.

Научные сотрудники. Их деятельность приводит к появлению новых видов товаров и услуг

Научные сотрудники, изучая законы окружающего нас мира, находят способы производства необходимых обществу продуктов, постоянно снижая трудозатраты (производительность труда), облегчая труд (качество труда). Часто их деятельность приводит к появлению новых видов товаров и услуг, необходимых для развития человечества. Иногда у них даже получается заставить нас всех по-новому оценить наши потребности или изменить наш образ жизни. Появление авиации, мобильных телефонов, сети Интернет радикально изменило нашу жизнь.

Предприниматели. Организуют производство товаров и услуг для нужд потребителей

К этой категории я отношу всех людей, которые организуют производство товаров и услуг для нужд потребителей. Они обеспечивают эффект синтеза человеческого капитала, создаваемого преподавателями, научных и инженерных разработок, сделанных научными сотрудниками, с финансовым капиталом и материальными ресурсами для производства продукта для нужд потребителя.

Не случайно, что известный авторитет в области динамического развития рыночной системы Йозеф Шумпетер считал предпринимателей ключевым звеном в создании добавленной стоимости. Он рассматривал предпринимательство как «созидающую стихию», которая через инновации создаёт новый продукт или улучшает качественные параметры производства старого продукта, а также обеспечивает рациональное природопользование с учётом интересов будущих поколений.

Примечательно, что экономическую функцию предпринимателя Й. Шумпетер не считал постоянной. Предпринимателей он отличал от менеджеров, которые не реализуют нововведения, а лишь выполняют рутинную работу.

Новаторы и менеджеры крупных предприятий двигают промышленное и технологичное развитие общества

С моей точки зрения, и новаторов, пытающихся внедрить инновации, и менеджеров крупных предприятий, если они активно обеспечивают технологическое развитие и совершенствование своих предприятий, можно отнести к категории предпринимателей. Именно эти люди двигают промышленное и технологичное развитие общества, создавая новое качество жизни за счёт синтеза всех факторов, способствующих созданию добавленной стоимости.

Маркетологи, торговые структуры, аналитики, рекламщики не создают добавочной стоимости

Ни маркетологи, ни торговые структуры, ни аналитики потребительского рынка, ни рекламщики, ни одна другая категория работников, которые связаны с уже произведённым продуктом или услугой, не создают добавочной стоимости. Это не значит, что их труд не нужен или носит паразитический характер. Я склонен считать, что эти виды деятельности появились как ответ на усложнение структуры рынка и увеличение его масштаба. Зачастую использование этих инструментов имеет жизненно важное значение для вновь создаваемого предприятия. Их деятельность является важным фактором успеха производственной деятельности в условиях открытого рынка. В этом, как мне представляется, и кроется причина, которая может приводить к неверному толкованию значимости их роли.

Реклама, позиционирование, продвижение товара – все эти технологии важны для выживания бизнеса, но добавленную стоимость они перераспределяют, а не создают.

Деятельность социальных групп позволяет сохранять добавленную стоимость

В дополнение к «созидающим» категориям можно добавить несколько социальных групп, деятельность которых в обществе позволяет сохранять (не перераспределять, а именно сохранять) добавленную стоимость.

К таким категориям можно отнести:

Медицинские работники. Здоровье и хорошее самочувствие

Медицинские работники, обеспечивая здоровье и хорошее самочувствие своих пациентов, позволяют сохранять накопленный человеческий капитал и продлить продуктивный период жизни людей.

Органы правопорядка. Безопасность и справедливость

В эту категорию нужно включить и правоохранительные органы, обеспечивающих физическую безопасность, и судебные органы, защищающие права собственности и обеспечивающие соблюдение принципа справедливости. Это тоже является важными факторами да и стимулами для производительного труда.

Чиновники. Создание благоприятных условий для работы и жизнедеятельности граждан

Это категория управленцев, которые регулируют все стороны жизни, могут создавать максимально благоприятные условия для работы и жизнедеятельности всех категорий граждан, упомянутых мной выше.

От того насколько в обществе скоординирована деятельность этих социальных групп, насколько слажено и гармонично они взаимодействуют друг с другом, и зависит благосостояние всех.

Очень важно помнить о том, кто вносит максимальный вклад в создание добавленной стоимости, а значит кто вносит максимальный вклад в рост благосостояния. Важно понимать, кто нужен для организации гармоничного функционирования в обществе, и правильно выстраивать иерархию социальной ценности и социальных механизмов.

Для меня эти рассуждения являются ключом к понимаю правильных подходов к выстраиванию логичной архитектуры общественного устройства, ориентированного на создание и преумножение добавленной стоимости и общественного блага или, говоря коротко, развитие.

Тут я хочу задать простой вопрос: в контексте этих логических построений, насколько социальная иерархия белорусского общества соответствует задаче развития? И можно ли эти размышления использовать в социально-политической модернизации, которая сегодня разворачивается в Беларуси?