22 декабря 2021 года состоялось заключительное заседание шестой сессии Палаты представителей седьмого созыва, на котором депутатский корпус принял в первом чтении пять законопроектов.
Генеральный прокурор Республики Беларусь Швед А.И. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией».
Законопроект направлен на повышение эффективности противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере профилактики коррупции с учетом практики применения законодательства, предложений государственных органов и иных организаций, граждан, зарубежного опыта, положений ратифицированных Республикой Беларусь международных правовых актов в данной сфере.
В частности, законопроектом предусматриваются:
дополнение Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» рядом терминов и их определений;
включение в перечень лиц, которым государственное должностное лицо не вправе оказывать содействие, используя служебное положение, супругов детей;
установление антикоррупционных ограничений для супруга, близких родственников, супругов детей либо свойственников государственного должностного лица вне зависимости от ведения ими общего хозяйства с этим лицом, а также по совместной службе (работе) супругов, близких родственников или свойственников не только в государственных органах и организациях, но и в организациях с преобладающей долей собственности государства;
совершенствование порядка принятия государственным должностным лицом подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, сдачи (изъятия) незаконного принятого имущества, взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией;
установление запрета на использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах любого имущества государственного органа, организации, а не только полученного им при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
совершенствование института декларирования доходов и имущества, направленное на ликвидацию избыточных требований к этой процедуре, а также на повышение эффективности этого профилактического механизма противодействия коррупции;
конкретизация обязанностей руководителей государственных органов, иных организаций в сфере борьбы с коррупцией;
установление общих оснований ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.
С докладом о проекте Закона «Об изменении кодексов»(по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности) выступил Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.
Законопроект разработан в целях совершенствования отдельных норм законодательства с учетом практики их применения, введения новых правовых институтов, реализации положений новых актов Главы государства.
Законопроект содержит положения, направленные на комплексную корректировку Гражданского кодекса Республики Беларусь, обусловленную необходимостью закрепления новых институтов гражданского права, унификации национального законодательства с гражданским законодательством государств — членов Евразийского экономического союза, совершенствования норм названного Кодекса с учетом практики его применения.
В частности, предусматривается:
исключение вследствие практической невостребованности такой организационно-правовой формы хозяйственных обществ, как хозяйственное товарищество (всего было создано одно полное и два коммандитных товарищества). В связи с этим также предлагается упразднить такой вид учредительного документа, как учредительный договор (единственным учредительным документом будет являться устав);
предоставление юридическим лицам некоторых организационно-правовых форм возможности осуществлять деятельность на основании типового устава, утвержденного Правительством Республики Беларусь;
закрепление организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных различными законодательными актами (садоводческие товарищества, товарищества собственников), уточнение основ правового регулирования деятельности общественных объединений и религиозных организаций;
внесение изменений в статьи, регулирующие вопросы регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц;
исключение двойной ответственности (в виде одновременной уплаты процентов и неустойки) за неисполнение денежного обязательства;
введение таких правовых институтов, как юридически значимое сообщение, межкредиторское соглашение (соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику), а также закрепление уже используемых в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» гражданско-правовых институтов — опцион на заключение договора, опционный договор, конвертируемый заем, заверения в обстоятельствах, безотзывная доверенность;
совершенствование положений о форме сделок, последствиях ее несоблюдения, а также об определении момента заключения сделок;
регулирование вопросов охраны изображения гражданина;
изменение подходов в получении согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
уточнение правового регулирования вопросов возмещения вреда, в том числе морального вреда;
внесение изменений в статьи, регламентирующие наследование, с учетом вопросов, возникающих в нотариальной практике при ведении наследственных дел;
совершенствование норм, определяющих основы правового режима объектов интеллектуальной собственности и порядка распоряжения исключительным правом.
С учетом корректировок, вносимых в Гражданский кодекс, определенные изменения предлагается внести в Банковский и Трудовой кодексы Республики Беларусь.
А.В.Червяков также доложил о проекте Закона «О лицензировании» (содокладчик — председатель Постоянной комиссии палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.).
Среди основных положений Законопроекта можно отметить:
четкость в определении лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и (или) услуг, лицензирующих органов, полномочий этих органов;
порядок предоставления лицензий, их приостановления и прекращения, что повышает гарантии обеспечения и защиты прав субъектов лицензирования;
определение четких принципов лицензирования.
Проектом Закона также определены долицензионные требования для соискателей лицензии и лицензионные требования для лицензиатов с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности, открытости и доступности информации о порядке лицензирования, исчерпывающий перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании.
Проект Закона предусматривает:
обеспечение цифровизации лицензирования, т.е. максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами;
изменение подходов к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (предлагается сохранить лицензирование, исключив ограничение круга субъектов, которые могут получить лицензию);
определение подходов к лицензированию массажа;
отмену обязанности открытия представительств иностранными соискателями лицензий, что будет способствовать снятию барьеров для международной торговли услугами;
послабление для отдельных лицензируемых видов деятельности в виде изменения определения грубых нарушений, влекущих за собой правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности;
повышение самостоятельности лицензирующих органов;
специальное регулирование по отношению к законодательству об административных процедурах. Этот подход послужит достижению нормотворческой экономии и позволит избежать множественных корректировок Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» в сфере лицензирования;
корректировку перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.
Кроме того, Министр экономики Республики Беларусь выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ипотеке». С содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Широкая В.В.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области ипотеки путем приведения Закона Республики Беларусь «Об ипотеке» в соответствие с иными законодательными актами, устранения в Законе устаревших норм, пробелов и противоречий.
В частности, законопроектом предлагается:
исключить территориальный принцип удостоверения договора об ипотеке земельного участка гражданами;
установить возможность заключения договора, изменяющего режим имущества, нажитого супругами в период брака, в случаях, когда такое имущество находится в ипотеке, без согласия залогодержателя;
определить последствия несоблюдения условий, при которых залогодатель вправе без согласия залогодержателя сдавать имущество, являющееся предметом ипотеки, в аренду (наем), передавать его в безвозмездное пользование или по соглашению с другим лицом предоставлять ему право ограниченного пользования этим имуществом (сервитут);
закрепить возможность применения иных механизмов взыскания задолженности, если сумма задолженности менее определенного размера либо просрочка исполнения обязательства незначительна.
Кроме того, Министр экономики Республики Беларусь выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ипотеке». С содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Широкая В.В.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области ипотеки путем приведения Закона Республики Беларусь «Об ипотеке» в соответствие с иными законодательными актами, устранения в Законе устаревших норм, пробелов и противоречий.
В частности, законопроектом предлагается:
исключить территориальный принцип удостоверения договора об ипотеке земельного участка гражданами;
установить возможность заключения договора, изменяющего режим имущества, нажитого супругами в период брака, в случаях, когда такое имущество находится в ипотеке, без согласия залогодержателя;
определить последствия несоблюдения условий, при которых залогодатель вправе без согласия залогодержателя сдавать имущество, являющееся предметом ипотеки, в аренду (наем), передавать его в безвозмездное пользование или по соглашению с другим лицом предоставлять ему право ограниченного пользования этим имуществом (сервитут);
закрепить возможность применения иных механизмов взыскания задолженности, если сумма задолженности менее определенного размера либо просрочка исполнения обязательства незначительна.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» доложили Министр спорта и туризма Республики Беларусь Ковальчук С.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Масейков А.А.
Разработка законопроекта вызвана необходимостью совершенствования отдельных положений Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» с учетом правоприменительной практики, устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании, регламентации новых общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Законопроект базируется на нормах действующих нормативных правовых актов, учитывает особенности и современное состояние общественных отношений в сфере физической культуры и спорта в Республике Беларусь, динамику их развития.
В частности, законопроектом предлагается обновить и дополнить понятийный аппарат, уточнить перечень организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, полномочия Министерства спорта и туризма, местных исполнительных и распорядительных органов, местных Советов депутатов в данной сфере, Национального антидопингового агентства, определить требования к уставам организаций физической культуры и спорта.
Более полное регулирование получили вопросы, связанные с проведением государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта. Законопроектом расширен перечень субъектов, подлежащих такой аккредитации, определены основные направления деятельности, по которым она будет проводиться, а также перечень государственных органов и организаций, ее проводящих.
Ряд нововведений направлен на усиление роли и ответственности федераций, включенных в соответствующий реестр, как организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим законопроектом предусмотрены случаи и формы координации государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, деятельности указанных федераций, что позволит Республике Беларусь исключить или минимизировать имиджевые и финансовые потери. Также определены случаи, когда федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта исключается из указанного реестра.
Кроме того, законопроектом уточнены условия проведения спортивно-массовых, спортивных мероприятий (соревнований) в части закрепления гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам при их направлении для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях, использования государственных символов Республики Беларусь, иных государств, введения запрета на использование эмблем, символов, плакатов и иных средств, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, предоставления возможности определения уполномоченной организации для обеспечения проведения официальных спортивно-массовых и спортивных мероприятий. Дополнены обязанности спортсменов, тренеров.
Также одним из правовых новшеств законопроекта является установление запрета на незаконное влияние на участников и организаторов спортивных соревнований. В связи с этим в законопроекте введено соответствующее понятие, определены меры по предотвращению незаконного влияния на участников или организаторов спортивных соревнований и борьбе с ним, а также обязанности федераций, организаторов спортивных соревнований, клубов по виду (видам) спорта, спортсменов, тренеров, судей по спорту в принятии мер по его предотвращению и борьбе с ним.
Источник: house.gov.by