Немного о контексте парламентской дипломатии

Мы привыкли говорить, что парламентская дипломатия относительно новое явление. С моей точки зрения это утверждение связано с изменением характера международных отношений. Ещё в первой половине 20 века международные контакты были прерогативой специализированных государственных органов иностранных дел, действовавших под прямым управлением глав государств. Сегодня это кажется удивительным, но даже контакты по линии отраслевых ведомств организовывались под контролем внешнеполитических служб.

К концу 20 века в мире начались процессы глобализации, которые сформировали объективную потребность в международном взаимодействии практически по всем направлениям и в постоянно возрастающих объёмах.

Сначала эта потребность удовлетворялась через создание международных организаций, их стремительное развитие и расширение. В этом контексте можно с уверенностью говорить, что успех организаций системы ООН, да, впрочем, и многих других региональных организаций, был обусловлен процессом глобализации, ростом взаимозависимости национальных государств, углублением международного разделения труда. Справедливости ради нужно сказать, что здесь можно сделать много оговорок, но они не являются моей целью.

Важно другое – монополия на международные контакты была полностью разрушена. Сегодня любая отраслевая организация национального уровня имеет в своём составе подразделение, занимающееся международными связями. В нашей стране сохраняется координирующая роль МИД по существенному объёму направлений. Но во многих странах не наблюдается даже этого.

Естественным образом эти глобальные тенденции привели к активизации межпарламентских связей. Парламентская дипломатия укрепилась в качестве востребованного и концептуально уникального формата взаимодействия, способного не только укреплять доверие между странами, но и устранять конфликты, которыми очень трудно управлять на уровне исполнительной власти.

Отсюда возникает впечатление, что парламентская дипломатия – это относительно новое явление.

Это и так, и не так. Да, действительно рост межпарламентских контактов и мероприятий создаёт ощущение новизны явления. Здесь мы сталкиваемся с тем случаем, когда «масштаб имеет значение». Парламентская дипломатия последних десятилетий существенно расширила тематику обсуждений, и формы взаимодействия.

Но само явление имеет достаточно давнюю историю!

Судите сами. Первая международная межпарламентская организация — Межпарламентский союз — была основана в 1888 году. Этот союз действует до сих пор и является одним из наиболее авторитетных международных организаций мира.

Наука оказалась более медлительной, чем практика. Сам термин «парламентская дипломатия» впервые был введён в научно-политический оборот Д. Раском в 1955 году для описания переговорного процесса и дискуссий, проводимых в той или иной международной организации. При этом отмечалось, что основной задачей парламентской дипломатии является усиление взаимопонимания между странами, улучшение контроля над правительством, лучшее представительство своего народа.

Межпарламентские организации — это глобальное явление

Сегодня межпарламентские организации — это глобальное явление, хотя основное количество парламентских ассамблей все же приходится на Европу — около 45 процентов, Америку — 22 процента, Азию — 20 процентов, Африку — 13 процентов. Эта форма взаимодействия доказала свою востребованность во всех регионах мира.

Примечательно, что в этой сфере мы идём нога в ногу с мировыми тенденциями.  Можно без преувеличения утверждать, что парламентское сотрудничество на международном уровне стало неотъемлемой частью белорусской политики, результатом ориентации белорусской внешнеполитической стратегии на принципы «мягкой силы» и расширение пространства стратегической коммуникации с внешним миром.

В Национальном Собрании сформировано 12 делегаций, которые принимают активное участие в работе всех ключевых парламентских организаций.

Для взаимодействия с парламентами зарубежных стран созданы 72 рабочие группы. Это разветвлённая система, которая обеспечивает развитие контактов во всех регионах мира. Характер взаимодействия с партнёрами отличается своей спецификой и акцентами, но по количественным параметрам эта система сравнима с сетью дипломатических представительств Беларуси (68 учреждений) и работает с ней в тесной взаимосвязи на принципах взаимной поддержки и дополнения.

Недавние публикации