Парламентская дипломатия
С усилением процессов формирования многополярного мира, включающих согласование баланса интересов и сфер влияния между формирующимися центрами силы, все более значимую роль в международной политике приобретают формы дипломатии, выходящие за рамки традиционных.
Наряду с взрывным ростом каналов взаимодействия неправительственных общественных организаций, всё более значимо проявляет себя парламентская дипломатия, выступающая от имени своих народов. Не будет преувеличением сказать, что парламентская дипломатия – это инструмент, подкреплённый волей избирающих свои парламенты людей.
В результате парламенты сочетают черты, которые присущи дипломатии официальной (статус) и дипломатии общественной (трансляция общественных настроений и интересов). Такое объединение официального и неформального содержания создаёт значительный синергетический эффект в подготовке совместных решений на международных площадках.
Нельзя забывать, что важной институциональной функцией парламента является ратификация международных договоров, заключаемых между правительствами стран. Согласно существующим нормам международного права международные договоры государств, требующие внесения изменений в действующие законы или принятия новых, подлежат ратификации парламентом. Эта работа должна осуществляться максимально эффективно в полном соответствии с национальными интересами.
Но кроме этого, сегодня мы видим устойчивый рост политической функции парламента, направленной на продвижение внешнеполитических приоритетов своей страны. Как представляется, в этой области важно выделить роль парламентов в формировании и консолидации союзнических региональных интересов. Эта работа проводится в рамках интеграционных инициатив, направленных на формирование политических, военных и экономических союзов, обусловленных, кстати сказать, крахом текущего глобального проекта и, как следствие, формированием новых пан-регионов. Особенно это востребовано в становлении механизмов региональной интеграции на евразийском пространстве.
Парламентская дипломатия уже внесла весомый вклад в формирование Евразийского экономического союза, прежде всего в процесс гармонизации национальных законодательств с целью обеспечения единого экономического пространства для свободной торговли и повышения уровня интеграции. Без преувеличения можно сказать, что эта деятельность ещё долго будет сохранять свою актуальность и имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе.
Задачи парламентской дипломатии
Из сказанного вытекает несколько весьма значимых задач, которые, будучи направлены на укрепление внешнеполитического потенциала, требуют политических усилий во внутриполитическом или институциональном измерении:
1. Эффективное функционирование на международном уровне требует консолидации и согласования позиций всех общественно значимых и социально активных сил внутри страны. Способность выступать «единым фронтом» – это не лозунг, а необходимое условие успеха в быстро трансформирующемся мире. Именно парламентарии помогают преодолеть периодически возникающее отчуждение «государственной власти» от своих граждан, решить проблему «демократического дефицита», т.е. недостатка доверия граждан к деятельности структур государственного управления, ассоциируемых с консервативной и оторванной от повседневных нужд людей бюрократией. Это объясняется тем, что парламентарии являются представительной властью и они наиболее близки к нуждам и заботам рядовых граждан, своих избирателей, от которых получают обращения и наказы.
2. Укрепление потенциала парламентской дипломатии связано с вовлечением в международные контакты новых участников из числа неправительственных организаций, фондов, научно-исследовательских центров. Чем более разветвлённой, многоуровневой и согласованной является система связей парламента с НПО, отраслевыми ассоциациями, фондами, профессиональными сообществами, тем эффективней и разнообразней может быть деятельность парламентских делегаций Национального Собрания Республики Беларусь в международных парламентских организациях и в рамках деятельности рабочих групп по связям с парламентами других государств.
3 Сегодня в нашей стране растёт потребность в широком общественном обсуждении направлений развития. Как показывает практика, мероприятия, направленные на развитие даже отдельных секторов национальной экономики, не прошедшие широкого обсуждения, не имеющие совокупной поддержки основных социальных групп общества, сталкиваются с неожиданными или с не просчитанными препятствиями и рисками, которые существенно снижают позитивный эффект от их реализации. Получается, что отсутствие широкого консенсуса внутри страны в отдельных случаях может нивелировать наши конкурентные преимущества на мировом уровне. Этим уже давно активно пользуются наши «контрпартнёры», постоянно пытающиеся создать или углубить внутри белорусского общества различные разделительные линии, усилить потенциал конфликтных тенденций.
Как представляется, именно парламент является универсальным инструментом противодействия этим усилиям, а также «площадкой» для формирования общественного консенсуса, прежде всего, благодаря способности объединять официальное и неформальное содержание в силу своей политической природы.