Мир накануне грозы
Мир столкнулся с серьезным системным кризисом. В докладе Римского клуба за 2018 год говорится: «Капитализм с его краткосрочными целями входит в системное противоречие с окружающей средой и ведет к уничтожению планеты». Ряд экономистов называют такой кризис фазовым. Он связан со сменой общественно-экономической формации. В истории человечества такие события происходили всего три раза: при переходе от первобытнообщинного общества к рабовладельческому, затем — от рабовладения к феодальному строю и позже — при переходе к рынку.
Каждый такой переход характеризовался конфликтами, войнами, социальными потрясениями, революциями и масштабным падением уровня жизни.
Сегодня мы находимся в точке исторического развития, когда зыбкие очертания нового экономического уклада еще только проявляют себя как возможные сценарии будущей трансформации. Стратегические центры коллективного Запада понимают, что сохранить старую общественно-экономическую формацию, основанную на глобальной рыночной экономике, эмиссионных механизмах накопления капитала, наращивании долговых обязательств, нельзя! Особенно ярко это видно на примере уходящего гегемона разрушающегося глобального мира — американской цивилизации.
Миф об обществе равных возможностей
Первым мифом этой цивилизации стал привлекательный образ «града на холме», где любой эмигрант своим трудом и предприимчивостью добивался успеха.
Этот образ был целенаправленно сформирован официальной пропагандистской машиной (во многом с помощью Голливуда) через замалчивание реальных лишений и неудач миллионов простых людей на пути становления американской цивилизации, а также через масштабное и массовое тиражирование историй успеха.
Впечатление доступности и массовости всеобщего процветания обеспечивается через отвлечение внимания от реальных количественных пропорций успеха и неудач. Например, когда разговор заходит о Силиконовой долине, у нас в сознании немедленно возникает образ молодого, образованного, творческого «ботаника», создавшего успешный стартап и ставшего миллионером в свои 20 с небольшим лет. Нет ничего дальше от реальности, чем это представление. На самом деле — и об этом уже давно пишут многие западные исследователи — случаи успеха связаны с предпринимателями, которым уже далеко за 40 — 50 лет и которые пережили не одно и не два банкротства. Вот только реальные оценки экспертов тонут в какофонии сфабрикованных пропагандистских материалов. В итоге большинство людей не видит, что реальный секрет Силиконовой долины — это история терпимости к неудачам, когда успех приходит нечасто, далеко не сразу и на одного «победителя» приходятся сотни и тысячи провалов.
В рамках процесса мифотворчества создана широко растиражированная история о миллиардере Билле Гейтсе. В ней Билл Гейтс представлен всему миру как изобретатель-самоучка, сделавший себя сам исключительно благодаря своим талантам.
Здесь прослеживается еще одна важная черта такого мифотворчества. В мифах всегда присутствует небольшая доля правды. Все профессионально сделанные мифы используют полуправду, поскольку ее легче продать. При этом часть истории, нередко ключевая, просто замалчивается или объявляется несущественной.
Так и с историей смышленого Билла Гейтса. На самом деле он вырос в семье с богатыми традициями в сфере бизнеса, политики и общественной службы. Его прадед был членом парламента штата и мэром Сиэтла, дед по материнской линии — вице-президентом одного из банков, отец — известным и очень богатым адвокатом, а мать — Мэри Максвелл Гейтс — первой женщиной — членом совета директоров нескольких крупных корпораций. Билл получил образование в элитной частной школе, поступил и какое-то время учился в Гарварде, имел широкий круг влиятельных друзей и пользовался поддержкой семьи. И если бы всего этого не было, мы могли бы и не узнать его имя, а первую операционную систему продавал бы кто-то другой.
Мир мифов, нагроможденных вокруг США, разнообразен и многогранен. Особое место в нем занимает Билль о правах, который подается как уникальный конституционный документ, самый яркий в истории человечества манифест свободы и демократии.
Примечательно, что американская историческая наука совсем не разделяет этих оценок. Так, один из крупнейших специалистов по истории США Чарлз Бирд пришел еще в 1913 году к такому выводу: «Текст Конституции был написан богатыми собственниками, следящими за сохранением ценности своего имущества перед лицом радикальных демократических элементов». Спустя 50 лет другой авторитетный историк, Гордон Вуд, подтвердил, что «Конституция США была аристократическим документом, разработанным, чтобы сдерживать демократические тенденции того периода».
Но эти оценки жестко ограничены сферой профессиональной деятельности историков. Широкой общественности по всему миру о Конституции США скармливается совсем иная история…
Сегодня, после столетий своего развития, ситуация принципиально не изменилась. Согласно последним данным, предоставленным Бюро переписи населения США, в 2023 году официальный уровень бедности в США составлял 11,6 процента. За порогом бедности в Соединенных Штатах проживает 32 процента населения страны, или более 40 миллионов человек. Сводит концы с концами, балансируя на уровне удовлетворения базовых потребностей, практически половина населения США. И динамика социально-экономического развития однозначно указывает на то, что дальше будет хуже.
Зато США лидируют по числу миллиардеров, а половина процента населения (или 1,5 миллиона человек), по данным французского экономиста Тома Пикетти, контролирует около 50 процентов всего национального богатства.
Отсюда простой вывод, США — это не «храм на холме» для всех желающих, самоотверженных и талантливых. Это мир, созданный богатыми кланами на костях иммигрантов-первопроходцев в интересах богатых сословий и для сохранения накопленного ими богатства. Все остальное — не более чем рекламные фальсификации для легковерных!
Миф о честно заработанном благополучии западных стран
Вторым мифом последних десятилетий стал нарратив о том, что причиной роста благосостояния и благополучия стран коллективного Запада является их более прогрессивная и рациональная система общественного устройства, основанная на правилах и верховенстве закона. Утверждается, что именно в этих странах удалось создать максимально благоприятную среду для самореализации и благополучия людей, что и обеспечило процветание.
Но важно разобраться, а что лежало в основе этого успеха? Реальный ответ на этот вопрос дают экономисты. Материальное благополучие Запада начало формироваться еще в колониальную эпоху.
Так, с 1765 по 1938 год только из колониальной Индии Великобритания вывела почти 45 триллионов долларов США, говорится в исследовании известного экономиста, доктора экономики Утсы Патнаик, опубликованном издательством Колумбийского университета. А ведь это только один пример тотального грабежа третьего мира. Аналогичную «сноровку», основанную на военной силе, демонстрировали другие колониальные империи, выкачивая ресурсы из Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Позднее, в середине ХХ века, к моменту возвышения США и рождения нового глобального хищника, колониальная система была заменена на новые механизмы ограбления третьего мира, получившие название «неоколониальный порядок».
Новый подход оказался даже более эффективным. В рамках старой модели западные колонизаторы были вынуждены содержать в колониях административный аппарат, вооруженные силы, поддерживать определенную законность. Все это требовало денег и снижало доходы.
Новые подходы позволили изымать ресурсы из формально суверенных государств, не занимаясь их социально-экономическим и инфраструктурным развитием.
Так, развивающиеся страны различными способами, в том числе и через использование коррупционных схем, стали погружать в долговую зависимость. При стоимости капитала для них в 4 — 5 раз выше, чем для стран метрополии, эти страны быстро превращались в вечных должников и процентами отдавали суммы, многократно превышавшие начальные объемы долга.
Западные страны взяли под контроль торговлю полезными ископаемыми — главным экспортным продуктом стран третьего мира. При этом цены на эти природные ресурсы формируются исключительно на биржевых площадках Лондона и Нью-Йорка, а их транспортировку и страхование обеспечивают исключительно компании из развитых стран. Создаются ножницы цен: цена на сырьевые товары устойчиво снижается, цена на промышленную продукцию и финансовые услуги, поставляемые взамен, постоянно растет.
На определенном этапе для снижения издержек Запад стал переносить часть производства в развивающиеся страны с низким уровнем заработной платы. Но это коснулось наименее рентабельных, наиболее трудоемких и вредных технологических процессов. Часто производственные подразделения транснациональных корпораций в этих странах искусственно работают с минимальной прибылью или даже в убыток, чтобы не платить налогов, а весь объем прибыли выводится в штаб-квартиры или офшорные зоны, расположенные в юрисдикции стран Запада.
Лучше всего этот процесс можно проиллюстрировать на примере компании Apple.
По данным Всемирного банка, себестоимость производства одного iPhone составляет около 190 долларов. При этом китайским фабрикам, которые собирают эти телефонные аппараты, достается не более 10 долларов. Остальная часть уходит производителям микрочипов в Японию, Южную Корею, Германию, Тайвань и Сингапур, которыми также владеют западные корпорации. Далее по всему миру iPhone продается за 1200 — 1300 долларов, и львиная доля прибыли попадает в руки американской корпорации.
Это только несколько наиболее распространенных вариантов изъятия финансовых ресурсов. В реальности их гораздо больше, и они хорошо маскируются — защищаются коммерческой тайной, корпоративными контрактами, стандартами права собственности и многими другими деловыми, банковскими и юридическими процедурами, которые десятилетиями создавались для укрепления неоколониального владычества Запада.
Объемы изъятия сложно оценить, поскольку такие исследования не поощряются. Результаты подобных исследований не публикуются в известных журналах. Тем не менее они есть! Данные независимых ученых из университетов Испании, Австрии и даже США, которые создают различные методики для измерения масштабов неэквивалентного обмена в глобальной экономике, показывают, что объем изъятия составляет около 10 триллионов долларов США в год!
Вдумайтесь в эти цифры! Страны коллективного Запада, имея долю ВВП около 35 триллионов долларов, мошенническим образом отнимают у остального мира ежегодно еще 10 триллионов.
Это значит, что западная страна с аналогичными белорусским масштабами экономики (73 млрд долл. США в год) получает дополнительную «дотацию» в размере 30 миллиардов. А для того чтобы это обеспечить, из реальной Беларуси инструментами неэквивалентного обмена вымывается около 8 миллиардов долларов США!
Миф о демократии и правах человека
Третий миф, на котором основана иллюзия превосходства стран коллективного Запада, — это миф о демократии и правах человека.
Но изучение истории и простая логика показывают, что ценностные основы западной цивилизации позволяют сформировать только ущербные формы народовластия.
Главное противоречие — это конфликт между частной природой производства и общественной природой демократии. Еще в XIX веке американский философ Джон Дьюи утверждал, что «институты частной собственности являются тоталитарными по своей сути и враждебны реальной демократии».
Западная демократия сводит весь процесс к выбору без выбора. Простые граждане могут пользоваться только теми свободами, которые завоевали, или теми, которые не нужны элите. Более того, в настоящее время на Западе завершается «тихая революция элит».
После распада СССР с исчезновением системной угрозы западному экономическому порядку элитные группы Запада посчитали, что на фоне углубляющегося финансового и экономического кризиса демократические процедуры становятся слишком дорогостоящими и угрожают благосостоянию правящих социальных групп. Был взят курс на сохранение внешних форм демократии и демонтаж реального демократического содержания. На Западе демократия превратилась в шоу в руках специалистов по пиару.
Так, по мнению британского профессора социологии Колина Крауча, к концу ХХ века стало очевидным: какая бы партия ни находилась у власти, на нее осуществляется умелое и сильное давление с определенной целью — проведение политики в интересах богатого сословия. Это давление реализуется через систему финансирования партий.
В результате конкуренция политических сил превращается в тщательно спланированный спектакль, управляемый командой профессионалов — наемных журналистов, психологов, рекламистов, артистов. За занавесом этой игры разворачивается непубличная реальная политика, которая опирается на взаимодействие между избранными политиками и представителями деловой элиты. Правящие партии Запада работают в интересах богатого сословия или финансово-промышленной элиты, а не граждан.
Страны коллективного Запада — это страны постдемократии (термин придуман британскими учеными). Они не в состоянии обеспечить равенство прав, а их политическая система функционирует в интересах богатого сословия и враждебна любым формам народовластия. В ближайшие годы мы станем свидетелями краха мифа о западном народовластии.
В ближайшие годы всему человечеству суждено пройти через очень сложный и конфликтный период развития. Это будет кризисное и конфликтное время. Но оно окончательно уничтожит ложные представления об окружающей нас реальности. Лучше всего, если мы сумеем встретить эти события сплоченными, собранными, без ложных иллюзий и неадекватных представлений.
Статья также опубликована на sb.by