Сегодня мы находимся в периоде развития человеческой цивилизации, когда современное мироустройство переживает масштабные трансформации.
Все государства столкнулись с продолжительной и глубокой экономической рецессией, ростом региональных конфликтов и социальными потрясениями, среди которых пандемия COVID-19 выполняет роль катализатора и ускорителя деструктивных социально-экономических процессов.
Признаки разрушения глобальных мировых производственных цепочек
Фиксируются признаки разрушения глобальных мировых производственных цепочек: растут сроки поставки комплектующих, растут цены на отдельные виды продукции «Б2Б», цены на сырье. Ускоряется инфляция даже в странах финансового ядра, что свидетельствует о накопленных дисбалансах глобальной финансовой системы.
Важен и масштаб происходящих изменений. Без преувеличения можно сказать – они носят всеобъемлющий характер. Не остаётся ни одной области человеческой деятельности, которая не подвергнется фундаментальным изменениям.
Разрушение привычного мироустройства сопровождается увеличением числа локальных конфликтов, которые нужно рассматривать как проявления ожесточённой борьбы за передел сфер влияния и рынков сбыта.
В глобальном пространстве идей уже предлагаются и конфликтуют друг с другом различные концепции переустройства мира.
Перспективы новой глобализации
На мой взгляд, продвигается не так уж и много концепций – от передачи Китаю роли нового глобального гегемона, до формирования многополярного мира. Но особое внимание нужно обратить на сценарий, связанному с перспективами новой глобализации на совершенно иных политических и экономических принципах, который сейчас стали называть концепцией инклюзивного капитализма.
Такой сценарий диаметрально противоположен идеям, которые поддерживают наши страны – переход к формированию многополярного мира.
Какой из сценариев станет доминирующим – открытый вопрос. Ответ на него зависит от концентрации усилий, самоотверженности, решимости стран защитить свою картину мира и свои ценности, а значит и своё право будущее.
Взгляд на будущее без ложных стереотипов
Выступая за укрепление многополярности мира, очень важно давать адекватные ответы на следующие вопросы:
- Достаточно ли хорошо мы понимаем, на каких принципах будет проходить формирование многополярного мира?
- Оценивая перспективы этих изменений, не попадаем ли мы в ловушку восприятия будущего как продолжения уже известного прошлого?
Мы должны быть уверены, что наши взгляды на будущее свободны от влияния краткосрочных приоритетов, рутины текущей деятельности и неизбежно возникающих в каждой сфере практической работы стереотипов, связанных с прошлым, но увы уже неактуальным опытом.
В период ускорения и трансформации социально-экономических процессов важна стратегическая оценка, основанная на свежем восприятии и критичном подходе.
Сегодня время начинает предъявлять совершенно иные требования к науке и её способности вовремя вырабатывать новые походы для противодействия возникающим вызовам и угрозам.
Если мы будем неправильно интерпретировать происходящие события и делать неточные прогнозы, наши страны окажутся, либо в аутсайдерах исторического процесса, либо, что также очень опасно, будут реализовывать внешнюю и внутреннюю политику, основанную на ложных предпосылках, совершая тем самым фатальные для своего будущего ошибки.
Формирование макрорегионов в многополярном мире
В этом контексте хочу предложить вашему вниманию буквально несколько тезисов.
Создание многополярного мира означает формирование мира крупных политических, экономических и военных объединений государств (макрорегионов), которые должны будут создать свои внутренние рынки, новую региональную систему разделения труда, которая будет основана на региональных производственных цепочках и технологической кооперации местных производителей. Такой макрорегион не сможет функционировать без своей собственной и региональной валюты и кредитно-финансовой системы.
Переформатирование глобальной торговой системы
Такое переформатирование мира кроме прочего будет означать слом или серьёзное переформатирование двух систем, созданных в процессе старой глобализации:
1. глобальной торговой системы;
2. мировой финансовой системы.
Во-первых, можно предположить, что в ближайшие годы нас ждёт, если не полное забвение, то как минимум, фундаментальное изменение правил глобальной торговли в рамках ВТО, а также всего комплекса мер тарифного и нетарифного регулирования торговых поставок. Полагаю, что глобальные торговые потоки уменьшатся в разы. Конечно, мировая торговля не прекратится, но полагаю, что она будет осуществляться в сегменте сырья и продовольствия.
Высокие уровни открытости экономик, как например в Беларуси (более 60 % всего производимого идёт на экспорт в более чем 100 стран мира) в этих условиях становятся новой уязвимостью, что в условиях глобальной депрессии ведёт к экономической катастрофе. На этом фоне весьма любопытно рассмотреть балансы производства и потребления других стран и оценить стрессоустойчивость их экономик в условиях глобальной депрессии.
Логично предположить, что в условиях формирования макрорегионов кооперация и торговля внутри формирующегося регионального рынка гораздо важнее, чем торговля с дальними странами.
Отсюда возникает приоритетная задача – переориентация имеющихся и вновь создаваемых торговых потоков на основе регионального разделения труда и региональной инфраструктуры, формирование региональных производственных цепочек и углубление их до уровня полной самодостаточности во всех сферах жизнедеятельности.
Трансформация мировой финансовой системы
Во-вторых, разумно ожидать трансформации мировой финансовой системы на основе укрепления суверенных валют макрорегионов. Нужно отдавать себе отчёт, что такие изменения будут означать отказ от Бреттон-Вудских и Ямайских договорённостей, что, как следствие вызовет коррекцию накопленных диспропорций финансовой системы. Такая коррекция будет сопровождаться банкротствами финансовых ТНК (повторение истории «Леман Бразерз»), что в свою очередь вызовет цепную реакцию «исчезновения» значительной части финансовых активов, которые за последние десятилетия оторвались от реального сектора и приобрели виртуальный характер. Полагаю, что неизбежное схлопывание многочисленных финансовых и фондовых пузырей, которое нужно ожидать уже в ближайшие годы, многократно обострит и ускорит процессы трансформации мира и глобальной экономики.
Эти изменения скажутся не только на финансовом секторе, но и приведут к падению стоимости акций большого числа производственных корпораций, которые последние десятилетия развивались исключительно за счёт долговых ресурсов. Для поддержания статуса надёжного заёмщика и получения доступа к этим кредитам стоимость активов и соответственно стоимость акций корпораций была сильно «накручена» искусственными уловками бухгалтерского учётной политики за счёт нематериальных активов, вроде «good will», силы и узнаваемости торговой марки и так далее.
Создание региональной валюты
Какой в итоге станет новая финансовая система сегодня сказать сложно. Но можно с уверенностью утверждать, что создание собственной региональной валюты, не зависящей от доллара США, – это важнейший фактор и условие успешного формирования своего Евразийского макрорегиона и дальнейшей посткризисной интенсификации экономического роста в ЕАЭС. Можно сказать жёстче – это ключевое условие выживания наших национальных экономик в условиях тотального кризиса.
Я привёл только два, важнейших с моей точки зрения, фактора, влияющих на экономическое благополучие. Их существенно больше. Не говоря уже о факторе безопасности и способности стран макрорегиона обеспечить защиту собственной территории. Надеюсь этой теме также будет уделено достаточное внимание.
Темп изменений имеет значение
В своём выступлении я хотел бы дополнительно сказать несколько слов о темпах исторических процессов и значении действий и совместных усилий, которые направлены на опережение интеграционных процессов в других частях мира.
Не будет преувеличением сказать –
выигрыш по времени в строительстве собственного макрорегиона станет решающим фактором и определит появление новых центров благополучия и лидерства. Макрорегионы, которые отстанут в темпах проводимых изменений, будут довольствоваться гораздо более скромным положением и перспективами.
Страны, которые не сумеют войти в макрорегионы, окажутся на периферии цивилизации, откуда успешные макрорегионы будут выкачивать человеческие и природные ресурсы и сбрасывать туда свои проблемы.
Темпы изменений имеют значение как никогда. Для ЕАЭС это означает необходимость за 5 лет пройти путь, который ЕС не успел толком преодолеть почти за 70 лет.
Хочу сказать, что мы пока двигаемся очень медленно. Критично медленно и в этом кроется серьёзная опасность. Утешения вроде «медленно запрягаем, быстро едем» только отвлекают внимание от сути этого выхова.
Видение будущего, национальные элиты и контрэлиты
В этой сфере нас есть серьёзные пробелы. Остановлюсь только на двух областях:
Во-первых, у нас нет логично выстроенной картины будущего, которая давала бы исчерпывающие ответы на вопросы – куда мы идём? Как идём? На каких принципах и ценностях мы будем строить свой мир?
Во-вторых, у нас национальные элиты, ориентированные на построение собственного полюса силы, пока ещё очень слабы.
Долгий период глобализации при политическом и экономическом доминировании Запада привёл к тому, что часть наших национальных элит приобрели компрадорские черты. Они связаны с другими центрами силы экономически, часто готовы иммигрировать в зоны благоприятного климата и налогового режима.
Уже в силу этих особенностей они превращаются в контрэлиты, поскольку заинтересованы в развитии альтернативных макрорегионов, а не своих стран.
Обе эти проблемы требуют принципиального решения, поскольку иначе мы не сумеем обеспечить ни скорость, ни глубину интеграционных процессов.
Сегодня все активные элитные группы во всех странах мира начинают осознавать значение действий на опережение.