Беларусь сейчас находится не только в центре Европы, но и в центре внимания. Прежде всего международного. Какими глазами смотрим в будущее через призму внешней политики — об этом беседа корреспондента МЛЫН.BY с Андреем Савиных, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, членом совета Палаты представителей.
Политика должна строиться вне зависимости от размера страны или ее экономического потенциала
Корреспондент: Внешняя политика нашей страны является многовекторной. Августовские события минувшего года показали: мы можем достойно реагировать на внешние вызовы. Каких изменений стоит ожидать в сфере международных отношений?
Андрей Савиных: Августовские события «наслоились» на глобальные процессы, которые происходят сейчас повсеместно. Мир меняется очень быстро. Фактически эти изменения приведут к изменению содержания внешней политики всех стран без исключения. Эту тенденцию подпитывают несколько серьезных факторов. Во-первых, ускоряется процесс формирования многополярного мира, разделения на макрорегионы. Во-вторых, мы видим нарастание серьезного экономического кризиса, вызванного состоянием глобальной финансовой системы.
Недавно состоялась встреча Главы государства и министра иностранных дел нашей страны, на которой обсуждались эти важные проблемы. Как минимум это означает, что мы видим происходящие изменения и «держим руку на пульсе». В реальности политика Беларуси является многовекторной только в сфере экспорта. Около 60% товаров, которые производим, мы поставляем в более чем 130 стран мира. Наша экономика открытая, и наше благополучие во многом зависит от нашего экспорта. Но если мы поднимаемся на уровень политики и обороны, то здесь возникают немного другие отношения и связи.
Президент сказал, что мы должны развивать отношения с теми странами, которые не диктуют Беларуси, как ей жить, и не навязывают стереотипы, а развивают сотрудничество по принципам международного права.
В Уставе ООН зафиксировано: политика должна строиться вне зависимости от размера страны или ее экономического потенциала. Внешняя политика Беларуси как независимого государства выстраивается, на мой взгляд, на основе иерархии политических приоритетов в интересах наших граждан и устойчивого развития нашей страны.
Концепция нейтралитета не учитывает современных реалий
Корреспондент: Можем ли мы затронуть тематику конституционного принципа нейтралитета?
Андрей Савиных: Действующий Основной Закон страны принимался достаточно давно, и изменения в него также вносились давно. Концепция нейтралитета не учитывает современных реалий: в ближайшей перспективе все государства будут объединяться в макрорегионы со своими валютными системами и оборонными инициативами.
Особенность текущего этапа развития человечества такова, что развитие и процветание суверенных государств может быть обеспечено только в рамках больших союзов или межгосударственных объединений.
Реальный нейтралитет сегодня обусловлен не столько стремлением страны быть нейтральной, сколько желанием стран-соседей видеть рядом с собой такое нейтральное государство.
Единственный пример такой страны, уже ставший историей, это Швейцария. Но это сложилось исторически и благодаря стечению многих обстоятельств. В нынешних реалиях Швейцарию трудно назвать нейтральным государством, она глубоко инкорпорирована в политическую, торговую и финансовую систему ЕС, да и Запада в целом. Это номинально нейтральное государство.
Иллюзия существования независимых СМИ
Корреспондент: Оппозиционные СМИ часто критикуют реакцию нашего МИДа. Сталкивались ли вы с таким хейтом, когда занимали должность пресс-секретаря министерства?
Андрей Савиных: Это было всегда. Есть иллюзия существования независимых СМИ. Спонсоры или рекламодатели определяют редакционную политику.
Беларусь находится на рубеже двух цивилизаций — западноевропейской и евразийской. И здесь сталкиваются их интересы.
У нас появляется определенное количество СМИ, проводящих интересы внешних партнеров, за счет которых они финансируются и существуют. Это нельзя игнорировать. Мы должны точно понимать, чьи интересы отстаивают средства массовой информации. Когда финансируемые извне СМИ ругают наших дипломатов, можно быть уверенным в том, что наши представители ведомства делают все правильно и действуют в интересах собственной страны. Это важный индикатор.
Есть такой парадокс: «Если тебя хвалит твой партнер или контрагент, следует насторожиться: возможно, ты действуешь в его интересах». Так что мы движемся в верном направлении, и «альтернативные» СМИ своим поведением это в очередной раз доказывают.
Вектор стратегического взаимодействия
Корреспондент: Августовские события минувшего года как-то повлияют на вектор интеграции между нашей страной и Российской Федерацией?
Андрей Савиных: Вектор будет прежним. Вектором стратегического взаимодействия для Беларуси всегда были и остаются Союзное госудаства, ОДКБ и Евразийский экономический союз. Могу предположить, что в связи с событиями, о которых вы упоминаете, в рамках данного вектора движение будет более быстрым и решительным. В результате наши совместные усилия приведут к более весомым результатам и в более короткие сроки.
Эпоха цветных революций во всем мире закончилась
Корреспондент: Почему, на ваш взгляд, методичка Шарпа по цветным революциям в нашей стране не сработала?
Андрей Савиных: Цветные революции вообще перестают работать. Во-первых, современные государства стали более гибкими. Технологии разрыва общественного сознания и разбалансировки социального согласия внутри страны уже слишком очевидны, так что против них выработаны методы противодействия. В случае нашей страны к этому добавились и системные факторы.
В Беларуси сильны и эффективны государственные институты, на достаточно высоком уровне сохраняется внутренняя общественная солидарность. Эти факторы предопределили фиаско цветной революции в Беларуси.
Немаловажно: цветные революции могут получиться только там, где элита оторвана от общества, где есть олигархия или расширяется социальное неравенство. В нашей стране такого общественного дисбаланса нет.
Необходимость реструктуризации и адаптации к новым условиям хозяйствования
Корреспондент: Вы говорили в публичных выступлениях о необходимости модернизации системы управления в стране. Что вы имеете в виду?
Андрей Савиных: Когда распался СССР, нужно было выходить из кризиса. Возникла мощная административная система управления, которая основывалась на командно-административных методах, что является оправданным в тех условиях: стояла задача преодолеть кризис. С 2000 годов началась модернизация подходов в экономике. Власть понимала, что старая модель экономики не может функционировать в условиях рыночного окружения. Нужны реструктуризация и адаптация к новым условиям хозяйствования.
За годы независимости нам удалось создать вполне эффективный частный производственный сектор, который обеспечивает 47% налогов и 60% экспорта. Сегодня нам нужно это учесть, мы должны изменить систему управления, исходя из потребностей данного сектора.
С моей точки зрения, отраслевые министерства не должны иметь подведомственные предприятия. Им следует формировать общую промышленную и отраслевую политику, создавать единые для всех условия для развития, отвечать за формирование делового климата и госпрограммы, направленные на стимулирование роста приоритетных отраслей экономики. А все предприятия, вне зависимости от формы собственности, должны участвовать в таких программах и на конкурсной основе становиться бенефициарами государственной поддержки.
Выстроить систему оценки эффективности
Также важно выстроить систему оценки эффективности принимаемых решений на отраслевом уровне. Она должна делаться внутри страны, но на основе независимых и объективных критериев. Следует создавать и поддерживать независимые аналитические агентства, проекты, которые бы на основе общенациональных интересов и задач осуществляли мониторинг эффективности работы отраслевых структур и могли указывать на системные проблемы или ошибки.
Любая демократическая процедура подразумевает компромисс
Корреспондент: Вам доводилось сталкиваться с буллингом или агрессией?
Андрей Савиных: Да, конечно. Некоторые используют соцсети, чтобы выпустить пар. Это показатель низкого уровня психологической гигиены и один из индикаторов проблем нашего общества. Мы абсолютизируем собственное мнение и не слышим другого человека, рассуждаем о демократии и хейтим тех, кто выражает другую точку зрения. Любая демократическая процедура подразумевает компромисс. Все довольными быть не могут. Необходимо выходить на уровень цивилизованного разговора, диалога и вступать на этот путь как можно скорее.
Источник: Млын.by