САВИНЫХ
Андрей Владимирович

Депутат Национального собрания
Республики Беларусь

Выступление А. В. Савиных на заседании 62-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России

Выступление заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России А. В. Савиных
по вопросу «Об актуальных направлениях работы союзных парламентариев по противодействию внешним вызовам и угрозам, санкционному давлению, пропаганде нацизма, обеспечению исторической памяти»

(г. Минск, 20 июня 2022 года)

Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Владимир Павлович!
Уважаемые депутаты Парламентского Собрания!

Сегодня мир переживает масштабные трансформации, которые носят всеобъемлющий характер. Разрушение привычного мироустройства сопровождается ожесточённой борьбой за передел сфер влияния.


Беларусь и Россия уже стали объектами военных угроз, экономических санкций, направленных на разрушение наших экономик, а также совершенно беспрецедентной по свой нечистоплотности и цинизму информационной войны.


Важно понимать, что мы вовлечены не в конфликт интересов, против нас ведут тотальную войну, где ставкой является будущее наших государств, суверенитет и благополучие наших народов.


В этой связи на основе анализа ключевых политических и экономических процессов можно выделить ряд приоритетных направлений противодействия:


Во-первых, нам нужно интенсифицировать усилия по созданию единого экономического пространства в соответствии с утверждёнными Союзными программами. Формирование объединённого транспортного и электроэнергетического рынков, внедрение единого механизма учёта союзной собственности и многое другое – это критически важные мероприятия, нацеленные на поступательное развитие наших стран.


В прошлом году взаимный товарооборот России и Беларуси превысил 40 миллиардов долларов США и демонстрирует тенденцию к устойчивому росту. Увы, мы пока считаем наш товарооборот в долларах, хотя нам пора отказываться от использования иностранных валют, выстраивая собственную систему расчётов для оплаты торговых поставок и полностью суверенную финансовую систему. Полагаю, что именно здесь кроются серьёзные резервы устойчивого отраслевого развития и источники долгосрочных инвестиций.


На парламентском уровне нужно усилить оперативное взаимодействие для внесения соответствующих изменений в уже действующие законы, принятие новых законодательных актов, включая заключение международных договоров, устанавливающих единое правовое регулирование на территориях Беларуси и России.


Хочу подчеркнуть особую важность согласования этого процесса как на уровне на уровне правительств и профильных министерств, так на уровне площадок Союзного государства, включая Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.


Во-вторых, нужно в полной мере использовать экономические санкции стран коллективного Запада как отправную точку новой индустриализации, на основе которой мы сумеем выстроить технологический суверенитет Союзного государства.


От импортозамещения к созданию новых производств и к выпуску новой необходимой продукции и далее к глобальному лидерству в ключевых отраслях реального производства, обеспечивающего реальные потребности наших граждан.


Тогда наши противники будут не только посрамлены, но и полностью утеряют возможность угрожать нашему поступательному социально-экономическому развитию, а также благосостоянию наших людей.


В этом году в Беларуси мы на регулярной основе принимаем с визитами высокие делегации ведущих регионов России, которые приезжают для решения проблем импортозамещения.


Считаю, что парламентарии, как выразители национальных интересов обеих стран, должны непосредственно подключатся к такому взаимодействию, поддерживая свои регионы, помогая региональным властям и отраслевым министерствам преодолевать разобщённость, а также мыслить стратегически, думая о создании нового качества союзной экономики и новой системы регионального разделения труда.


У нас уже есть положительные примеры такого взаимодействия. Так, в 2020 году 6 районов Гродненской области подписали соглашение о создании партнёрского альянса в целях развития, а уже в 2021 году альянс вышел на устойчивые контакты с Нижегородской областью. В итоге сегодня мы видим активный механизм межрегионального взаимодействия.


Кстати, представительство Нижегородской области является единственным полноценным и постоянно работающим представительством региона России в Беларуси. Неудивительно, что нижегородцы становятся лидерами региональных процессов взаимодействия. Может и другим регионам пора задуматься об использовании такого результативного подхода.


Полагаю, что профильная комиссия Парламентского собрания могла бы разработать рекомендации для тиражирования этого опыта и привлечения всех депутатов к такому межрегиональному взаимодействию.


Третьим, и, возможно, главным приоритетом являются вопросы безопасности. На фоне разрушения глобальной стабильности и роста числа локальных конфликтов особое значение приобретают оборонные инициативы Беларуси и России, которые развиваются динамично и в правильном направлении. Но здесь нужно уделить внимание и другому региональному измерению.

События начала 2022 года в одном из государств – членов ОДКБ продемонстрировали потенциал ОДКБ, в том числе в предотвращении угрозы свержения конституционного строя, спровоцированной внешними силами.


Нам всем крайне необходим постоянный процесс развития и укрепления ОДКБ как полноценного оборонного блока, способного справиться с любыми видами угроз любой интенсивности и любой направленности.


ОДКБ является важным дополнением союзным оборонным инициативам, а также оборонным блоком, который должен быть открыт и для других государств региона, которые ценят мир и стабильность, и для которых неприемлема агрессивная нацеленность стран коллективного Запада на вмешательство во внутренние дела других государств.


Полагаю, что мы должны включить работу по этому направлению в повестку дня Парламентского собрания.


Укрепление политического союза, создание общего рынка, проведение единой промышленной и инфраструктурной политики, укрепление общей системы безопасности требует хорошо согласованного представления о том, какое будущее мы строим вместе.
Для этого нам крайне необходим совместный стратегический диалог о будущем.


Безусловно, такой диалог уже осуществляется на уровне Глав наших государств, Союзного правительства. И мы это видим.


Обсуждения моделей будущего и принципов построения многополярного мира уже реализуется в наших странах рядом академических институтов и фабриками мысли. Но на уровне общества мы часто делаем это по отдельности.


Наша задача, как союзных парламентариев, – объединять такие дискуссии, укрепляя и развивая общее союзное мировоззренческое пространство.


Запросы на такой совместный диалог поступают от разных социальных и профессиональных групп – аналитиков, учёных, педагогов, да практически отовсюду.


Убеждён, что в дополнение к работе комиссий нам необходимо проведение различных встреч, форумов, конференций под эгидой Парламентского собрания, на которых мы, парламентарии, должны задавать тон в обсуждении привлекательного для наших народов будущего.


Это нужно делать, используя современные информационные технологии, через интерактивные социальные сети, учитывая психологические особенности восприятия информации широкой общественностью и, прежде всего, молодёжной аудиторией.


Такой стратегический диалог может стать важным ресурсом интеллектуального лидерства, направленным на консолидацию наших граждан, а также действенным инструментом для решения всех видов интеграционных задач.


Но я также хочу подчеркнуть его значение для противодействия всем видам информационных и мировоззренческих угроз в рамках развязанной против нас гибридной войны.


Полагаю, что на этой основе мы могли бы также проводить системную работу по сохранению общей исторической памяти, разоблачению любых попыток фальсификации истории, прежде всего о Великой Отечественной Войне.


Я хочу призвать всех участников сессии подумать о необходимости развития Союза Беларуси и России как ядра будущего самостоятельного и самодостаточного полюса в многополярном мире.

Для нас крайне важно, чтобы этот Союз стал своеобразной точкой притяжения для других государств, эталоном нового качества в межгосударственных отношениях, к которому будут стремиться, и с которым будут хотеть сотрудничать все страны, ценящие справедливый и равноправный мир.


Спасибо за внимание!