Выступление А.В.Савиных на заседании Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам

Андрей Савиных

Выступление Председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь А.В.Савиных на заседании Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам.

Уважаемый Председатель комиссии!

Уважаемые депутаты Парламентской ассамблеи!

Благодарю за приглашение и предоставленную возможность выступить на заседании Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам и демократии и информировать членов Комиссии о ходе конституционной реформы в Беларуси.

Но прежде чем я перейду к изложению информации по теме нашего заседания, я хотел бы обратить ваше внимание на важный процедурный момент. В программе работы Комиссии отмечается, что в заседании принимают участие представители оппозиции. Я хотел бы официально подчеркнуть, что эти граждане Беларуси не рассматриваются официальными политическими институтами моей страны как политическая оппозиция. Они находятся на содержании зарубежных центров, и уже даже только по этим обстоятельствам их можно рассматривать, скорее, как иностранных агентов влияния, и они не являются полноценными участниками политического процесса внутри Беларуси

Для меня важно, чтобы эта официальная позиция была доведена до сведения членов Комиссии ПАСЕ. А сейчас позвольте вернуться к теме нашего обсуждения. 

Важно отметить, что необходимость конституционной реформы обсуждалась в белорусском обществе с разной степенью интенсивности уже около 5 лет, в том числе и накануне президентских выборов 2020 года. 

Необходимость в корректировке Конституции связана со значительными социальными изменениями структуры белорусского общества, которые происходили в обществе на протяжении последних 30 лет, и стали важным политическим фактором в последние 5 лет. 

В конце 2020 года процесс обсуждения возможных дополнений в Конституцию Республики Беларусь приобрёл массовый характер. Эти вопросы широко обсуждались в ходе общественных диалоговых площадок, которые проводились по всей стране в октябре 2020 – феврале 2021 г. Всего было организовано 1,6 тыс. таких площадок. Количество участников по самым общим подсчётам составило более 50 тыс. человек. Участниками этих заседаний стали представители всех социальных групп белорусского общества. 

Помимо этой возможности, всем гражданам была предоставлена возможность направлять свои предложения и дополнения по онлайн-каналам в адрес Национального центра правовой информации, где профессиональные юристы изучали эти предложения и обобщали их. 

В итоге этими экспертами было получено, проанализировано и обработано более 40 тысяч предложений из разных источников. 

В дальнейшем с марта 2021 года работа над изменениями в Конституцию проводилась по линии специально созданной Конституционной комиссии. В состав Конституционной комиссии вошли видные юристы, члены Конституционного суда, парламентарии, ряд государственных и профсоюзных деятелей. К работе Комиссии были также подключены учёные, представители различных отраслей экономики и социальной сферы. При разработке предложений учитывался также опыт конституционных реформ в странах постсоветского пространства, других зарубежных государствах.

Разработанные Конституционной комиссией поправки затрагивают абсолютно все разделы действующей Конституции. Изменениям подверглись более половины статей. Проект дополнен 11 новыми статьями, содержащими 47 правовых норм. 

Но я хотел бы остановиться на наиболее важных из них (с учётом отведённого мне на выступление времени). 

Проектом Конституции предусматривается расширение конституционных положений о правах и свободах граждан.

Так, конституционная норма о праве на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь дополнена указанием на то, что государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании (статья 28).

Нормы о праве на свободу объединений предлагается дополнить положением о том, что граждане для осуществления и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности (статья 36).

На расширение защиты гарантируемых Конституцией прав и свобод граждан направлены изменения, согласно которым:

  • решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы, могут быть обжалованы в суде (статья 60);
  • граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой о проверке конституционности применённых в конкретном деле законов, что повлекло нарушение их конституционных прав и свобод (конституционная жалоба) (статья 1161). 

Уже эти две новеллы создают основу для развития судебной практики, где в рамках судебных заседаний истцом выступает гражданин, а ответчиком государственный орган. 

Значительным изменениям подвергаются конституционные положения о системе и полномочиях органов государственной власти.

Предусматривается сохранение президентской формы правления, но с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства, исходя из их конституционных функций. Это достигается через усиление баланса полномочий. 

Так, в новой модели государственного управления Президент остаётся гарантом соблюдения положений Конституции, в его компетенции остаётся обеспечение суверенитета и безопасности страны, а также утверждение направлений внешней политики. 

Вводится ограничение по срокам полномочий для Главы государства – не более двух (статья 81).  

Упрощена процедура импичмента Президента. Кстати, процедура импичмента может быть инициирована непосредственно гражданами Беларуси при поддержке 150 тысяч человек. 

Президент теряет право на издание декретов, имеющих силу закона. Все принимаемые им указы будут носить подзаконный характер (статья 85). Все действующие декреты будут отменены по истечении срока их действия или будут трансформированы в виде поправок в законы в рамках действующей законодательной практики. 

Вопросы формирования персонального состава Конституционного и Верховного судов, а также председателя и членов Избирательной комиссии передаются в ведение Всебелорусского народного собрания (ВНС). 

В новом проекте устанавливается конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, и гражданское согласие (статья 891).

В состав Всебелорусского народного собрания войдут представители законодательной, исполнительной и судебной власти; местных Советов депутатов; гражданского общества (статья 892).

Всебелорусское народное собрание будет наделено полномочиями по утверждению важнейших программных документов, связанных с направлениями развития страны (основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности; программы социально-экономического развития).  

В новом проекте закреплены полномочия Палаты представителей давать предварительное согласие Президенту на назначение на должность Премьер-министра (статья 97), и полномочия Совета Республики давать предварительное согласие Президенту на назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя
и членов Правления Национального банка
(статья 98).

Таким образом укрепляются контрольные функции парламента над правительством и, что очень важно, силовыми ведомствами.  

Расширяется самостоятельность Правительства в принятии решений в сфере исполнительной власти и проведении экономической политики. 

Подготовленные изменения могут быть приняты или отклонены на Республиканском референдуме, который состоится 27 февраля 2022 года. 

В республике проходит всенародное обсуждение нового проекта Конституции, продолжают работать диалоговые площадки, задействованы все каналы коммуникации общества и властей. 

Я лично активно общаюсь со своими избирателями, встречаюсь с коллективами белорусских предприятий и ведомств и вижу, какой интерес вызывает проводимая реформа, закладывающая основу для дальнейших масштабных преобразований. 

Подчеркну, что, совершенствуя Конституцию, мы стремимся обеспечить дальнейшее эволюционное развитие страны на новом этапе развития нашей страны и мира. 

Завершая своё выступление, хочу отметить следующее. Конституционная реформа в Беларуси приближается к поворотному моменту – 27 февраля состоится референдум, по результатам которого мы сможем судить о степени поддержки предлагаемых конституционных изменений белорусским народом. В случае одобрения новой редакции Конституции предстоит работа по приведению законодательства в соответствие с новыми положениями. Переходный период, который ограничен сроком в 2 года, а также все ключевые процедуры этого процесса зафиксированы в проекте Конституции. По предварительным оценкам изменения затронут как минимум 28 основополагающих законов.  

Впереди предстоит большая работа по трансформации политической системы Беларуси. Происходить этот процесс будет исключительно на основе потребностей белорусского общества и в строгом соответствии с национальным законодательством.
Подчеркну, что любые попытки силового давления, попытки перехвата рычагов управления в нашей стране через финансирование цветных революций, через санкционное удушение экономики и подрыв благосостояния простых белорусов бесперспективны. Белорусское общество в своём подавляющем большинстве будет защищать своё право самостоятельно определять свою судьбу. 

В рамках этой работы мы готовы к взаимоуважительному и равноправному диалогу и обмену мнениями с нашими зарубежными партнёрами. Мы всегда открыты и настроены на диалог с теми партнёрами, которые готовы нас слушать и слышать, разбираться в реальном положении дел и помогать нам советами, которые реально могут принести пользу белорусскому обществу.  

Спасибо за внимание!

Недавние публикации