Конституция: что предлагают минчане, и какая она, Беларусь будущего.
Гость программы «БудетTalk» – председатель Постояной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Андрей Савиных.
Политическая реформа
Ведущий: Какие изменения в Конституции сейчас необходимы?
Андрей Савиных: Эта политическая реформа должна строиться на трех уровнях. Изменения в Конституцию – высший уровень, но это также изменение законодательства, которое обеспечивает функционирование Конституции. Здесь я мог бы сразу выделить Закон “О политических партиях в Республике Беларусь”, Закон “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”, Избирательный кодекс. Но не меньшее значение имеет и обсуждение, диалог по поводу неформальных ценностей. Их еще называют надконституционными. Какую страну мы строим? Какое будущее мы хотим для своих детей? Именно эти обсуждения – это важная составная часть, которая позволяет обеспечить четкое содержание первых двух направлений.
Распределение полномочий ветвей власти
Андрей Савиных: Вернемся к Конституции. Здесь на первое место выходит вопрос распределения полномочий ветвей власти. Я полагаю, что в рамках этой реформы мы должны существенно изменить роль парламента. Сегодня парламент – не политический орган. Мы должны это четко понимать. Это орган законотворческий. Парламент рассматривает и принимает законы. Я думаю, парламент должен стать площадкой, на которой обсуждаются наиболее актуальные и проблемные вопросы, связанные с развитием белорусского общества. Парламент должен стать политическим институтом. Это очень важно. Кроме этого мы должны усилить системообразующую роль парламента. Это один из самых серьезных органов, которые избираются народным голосованием.
Будет правильно, если парламент будет назначать премьер-министра, министров, генерального прокурора, председателя ЦИК, верховных судий. Назначать и освобождать от должности в соответствии с процедурой или какими-то законодательными актами. Это даст возможность парламенту требовать отчета правительства и обсуждать меры, которые принимаются в интересах граждан. Общенародный институт народного представительства будет обсуждать вопросы с правительством о том, как организована жизнь в Республике Беларусь.
За президентом надо сохранить функции медиации между различными ветвями власти, разрешения конфликтов, обеспечения основных положений Конституции, и за президентом остаются вопросы безопасности: армия, МВД и внешняя политика, т.е. МИД.
За Советом Министров остаются вопросы хозяйственной деятельности, принятие постановлений, решений, которые будут иметь обязательный характер на всей территории Республики Беларусь.
Сегодня указы президента имеют силу закона, иногда и даже выше. С одной стороны, это хорошо, потому что, приняв указ, можно быстро решить нормативную проблему. С другой стороны, возникает ощущение диспропорции. Не исключено, что в рамках этого процесса не все интересы общества могут приниматься в полной мере. Поэтому я думаю, что мы должны перейти на смешанную систему. Мы должны сохранить указы президента, постановления, но они должны носить временный характер. Появление указа или постановления Совета Министров должно автоматически означать соответствующие корректировки в закон в течение года. Тогда мы уйдем от этой дихотомии. И наше законодательство будет основываться на законах. Это очень важный момент.
Очень сильно дебатируется вопрос о введении пропорциональной системы. Мы переходим к развитию политических партий. Система политических партий в каждой стране – это основной институт представительства интересов различных социальных групп. Это работает.
Ситуация в зарубежных странах показывает, что партии нужны не тогда, когда страна развивается, а партии нужны в период кризиса, в период конфликта. Там, где существует хорошо развитая партийная система, воздействие кризиса на развитие страны минимизируется. Почему? Потому что существуют каналы раннего предупреждения возникновения проблемы. То есть ее еще можно не видеть на поверхности, но партийные структуры уже сигнализируют, что у нас возникает проблема или конфликт в той или иной социальной среде. И это позволяет принимать решение, которое работает на опережение, на устранение этой проблемы.
Вне всякого сомнения, нам надо серьезно развивать партийную систему в ближайшие годы. Но это также означает, что нам надо менять Избирательное законодательство. Сегодня весь парламент избирается по мажоритарной системе. Если мы вводим 50 на 50… (Пока это все дебатируется, это я делюсь вопросами, которые обсуждаются в данный конкретный момент. Какое количество депутатов должно избираться по мажоритарной системе, а какое количество по пропорциональной). 50 на 50? Может быть. Тогда какое количество депутатов должно быть в целом в парламенте? И нужен ли нам двухпалатный парламент? Все-таки у нас не очень большая страна. Наша страна компактная, однородная. Здесь возникает серьезный вопрос о роли верхней палаты. Вполне возможно, что в Республике Беларусь будет действовать однопалатный парламент, как и во многих других странах. Это меняет и подходы к Избирательному кодексу.
Нам надо четко определить роль партии, какие требования мы предъявляем к политическим партиям. Здесь мы опускаемся с уровня Конституции на уровень базовых законов, которые будут определять структуру политической жизни нашей страны. Это тоже должно быть включено в обсуждение. Поскольку не обсудив эти вопросы, не выработав единые подходы, мы не создадим новую политическую структуру, новую политическую систему, которая будет эффективно решать те проблемы, с которыми наша страна сталкивается.
Ведущий: Однопалатный парламент. Не скатимся ли мы до уровня Украины, где парламент – это зона влияния тех или иных кругов. Где по партийным спискам идут люди, которые нужны тому или иному политическому лагерю?
Андрей Савиных: Это немного упрощение. Все определяется и политической культурой, и процедурой. У нас эффективный регламент деятельности Палаты представителей. И таких опасений у меня нет.
Предложения от граждан и экспертов
Ведущий: Какие предложения приходили Вам от избирателей?
Андрей Савиных: Очень интересный вопрос вы поднимаете. Идет обсуждение также в рамках диалоговых площадок, где принимают участие общественные объединения, эксперты, судьи, то есть люди с большим профессиональным опытом. Там больше поднимаются вопросы институционального развития.
Граждане присылают тоже большое количество интересных предложений. Я обратил внимание на одну особенность. Граждан больше всего волнуют ценности. Они задаются вопросами: какое общество мы строим, на каких принципах оно будет развиваться в будущем? Например, ставится вопрос о поддержке семьи, о поддержке традиционных ценностей, о сохранении социальной ориентации нашего государства. Поступает много предложений о том, что необходимо прописать роль Православной церкви в Конституцию. Много спорных вопросов. Есть вопросы достаточно интересные, например, о несогласии на донорство органов в случае смерти. Но появление такого пассажа в Конституции вызывает сомнения у очень многих людей.
Есть очень правильные вопросы, связанные с тем, что в нынешней Конституции государство гарантирует достойный образ жизни для своих граждан. Но это несколько преувеличение. Что такое достойный образ жизни? Как его может гарантировать непосредственно государство, которое собирает налоги с граждан для того, чтобы выполнять ряд социальных функций.
На мой взгляд, уровень жизни – это ответственность самого человека, а государство должно создавать условия для того, чтобы он мог реализовать свои желания, свои чаяния, свои намерения по обеспечению этого уровня жизни максимально удобным для него способом или лучшим способом.
Это очень важные моменты, которые показывают логику построения и страны, и общества в целом. Больше люди уделяют внимание этим неформальным ценностям или образу будущего.
Ведущий: Когда окончательный пакет документов, предложений будет сформирован?
Андрей Савиных: Мы все хотели бы, чтоб это произошло мгновенно или как можно быстрее. Я бы не хотел бы брать какие-то обязательства или делать прогнозы. Почему? Потому что качество обсуждения этих вопросов имеет не меньшее значение, чем скорость. Я думаю, что в течение ноября мы выйдем на определенные проекты, которые будут обнародованы и которые поступят на повторное обсуждение. Уже можно будет обсуждать конкретные тексты с конкретными изменениями. Произойдет это, скорей всего, в декабре, и эти документы станут важной пищей для размышлений в процессе подготовки Всебелорусского народного собрания.