Савиных: Парламент должен стать местом, где будет проходить общенациональный диалог о направлениях развития страны

Савиных: Создать условия для развития

В программе «Беларусь. Главное» – председатель Постояной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Андрей Савиных.

Исходить из национальных государственных интересов и из интересов белорусских граждан

Ведущая: Заключение комиссии ООН по белорусской ситуации (более половитны признали действия власти соответствующими), но при этом ОБСЕ с заявлением по Беларуси, заявление бундестага, заявление Помпео в отношении Беларуси. Ваша оценка.

Андрей Савиных: Есть определенные стандарты, клише, политического отношения Запада к странам третьего мира. Они базируют свою позицию на экспорте революций и присваивают себе право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Это продиктовано желанием укрепления и установления мирового порядка, где они будут выполнять функцию метрополий. Отсюда и содержание их оценок. К сожалению, мы будем вынуждены жить в этом мире, мир другим не станет. И надо вырабатывать собственный взгляд на многие вещи. Нужно исходить из национальных государственных интересов прежде всего, из интересов белорусских граждан.

Андрей Савиных

Ведущая: Если взять выборы в США, там  1,5 млн умерших проголосовало. ОБСЕ, констатируя массу нарушений, делает заключение, что выборы в США соответствовали стандартам. Может нам пора на это реагировать? Не только Беларуси, а в рамках Союзного государства взять и не признать выборы в США, потребовать перевыборы?

Андрей Савиных: Признание или непризнание выборов одним государством в другом – это вещь сомнительная. Почему? Потому что выборы в стране проводятся для собственных граждан и для собственного народа.  Сейчас стало очевидно, что  многосторонние международные институты, которые были созданы развитыми странами,  на самом деле  не преследуют цель выработки каких-то универсальных общих стандартов. Они  преследуют цель создания такой международной среды, которая будет более выгодной для стран-метрополий. Говорить об этом, конечно, нужно. Но больше всего эту ситуацию нужно разъяснять собственным гражданам. Потому что международные чиновники прекрасно знают, что они делают. И делают это без оглядки на чье-то мнение.

Ведущая: Проблемы легитимации выборов нет?

Андрей Савиных: Ее нет в принципе, и быть не может до тех пор, пока мы в состоянии обеспечить свой собственный суверенитет и свою собственную стабильность на государственном уровне. Это достигается как поддержкой внутри страны от большинства населения, так  и поддержкой ключевых союзников.

Идет борьба за перераспределение финансовых потоков

Ведущая: Принцип бумеранга. Польша. Ее участие в нашей избирательной кампании, вмешательство.  С ее территории было руководство протестами в Беларуси… Проходит всего ничего по времени – и у них протесты.

Андрей Савиных: Если говорить серьезно, то все разговоры про быструю карму, про принцип бумеранга – это не более чем красивое образное сравнение. Это не имеет никакого отношения к реальности.  Идет борьба за перераспределение финансовых потоков.  В Западной Европе глобальные финансовые структуры, которые, естественно,  поддерживаются Брюсселем и отдельными руководителями западно-европейских стран, конфликтуют с национально-консервативными силами, которые проявляют себя очень активно в Польше, Венгрии, в Австрии (менее активно, менее очевидно, но там они тоже достаточно сильны). Вот этот конфликт проявляет себя в тех событиях, которым мы ярко видим в Польше.

Диалог проходит на разных площадках

Ведущая: Общественный диалог. Не зашел ли он в тупик?

Андрей Савиных: Уверен, что нет. Вопрос заключается в том, между кем происходит этот диалог. Диалог происходит тогда, когда как минимум стороны, участвующие в этом процессе, слушают друг друга, стараются понять позиции друг друга и готовы к компромиссам для выработки единой позиции. Диалог проходит на разных площадках.

В диалоге участвуют совершенно разные общественные объединения. Они предлагают смелые, радикальные, интересные идеи, которые иногда вызывают отторжение, иногда вызывают очень сильный интерес. Они обсуждаются, оцениваются. И в конечном итоге, я надеюсь, мы выйдем на этап подготовки какого-то согласованного текста, который по второму кругу получит всенародное достаточно широкое обсуждение.

Другой вопрос, что в диалоге не  могут участвовать силы, которые говорят, прежде вы выполните какие-то наши условия, а только потом мы начнем разговаривать.  Это свидетельствует о том, что у  них нет рационального подхода. У них есть какая-то эмоциональная реакция, которая, к сожалению, усугубляется еще и  внешним влиянием.

В процессе диалога мы все и единомышленники, и оппоненты одновременно

Ведущая: Есть ли у оппонентов персона, с которой можно вести диалог? С одной стороны президент. С кем там общаться?

Андрей Савиных: Я не воспринимаю эту ситуацию в таком ключе. В процессе диалога мы все и единомышленники, и оппоненты одновременно. Различаться могут точки зрения между депутатами Палаты представителей, между членами одной Постоянной комиссии по международным делам. Нет и не может быть такого противопоставления в ходе дискуссии: вот с этой стороны президент и его сторонники – а с другой стороны какие-то его оппоненты.

Ведущая: Кто-то же выводит на улицу людей.

Андрей Савиных: Это очевидное меньшинство, которое не может найти каких-то других способов для выражения себя, кроме каких-то радикальных. Кроме организации шествий по улице, кроме разбрасывания «ежей» на дорогах, и натягивания проволоки на железной дороге…  Эта такая инфантильная эмоциональная реакция на происходящие события. Желание заявить о себе, но неспособность сформулировать свои логические требования и предложить какие-то решения. И более того это говорит об их неспособности найти свое место в конструктивном политическом процессе.

 

Савиных Андрей Владимирович - депутат Национального собрания Республики Беларусь

Ведущая: Вы общаетесь с людьми. У вас есть свой рецепт, как убрать людей с улиц?

Андрей Савиных: Задача трансформировать нашу политическую систему, провести политическую и экономическую модернизацию общества таким образом,  чтобы создать условия для развития и для продуктивных действий большинства населения – и тогда на улицах никого не останется.  Люди займутся своим делом.

Процесс реформы

Ведущая: Роль парламента и Вас как парламентария в этом процессе?    

Андрей Савиных:  Усиление роли парламента, кстати, должно стать частью процесса реформы. Почему? После 1996 года белорусский парламент перестал быть политическим органом в Республике Беларусь.  Ему были приданы исключительно  законотворческие функции. Почитайте Конституцию, почитайте Закон о Национальном собрании и о статусе депутата – и вы увидите, что функция парламента ограничивается именно законотворческой деятельностью. Согласование премьера – это техническая процедура.

Я хочу вернуть парламенту политическую функцию. Парламент должен стать местом, где будет проходить общенациональный диалог о направлениях развития страны, об основных ключевых вопросах, которые затрагивают белорусское общество. Здесь мы плавно подходим к той дискуссии, которая идет о необходимости изменений в Конституцию.

Я поддерживаю пропорционально-мажоритарную систему. Должна появиться система политических партий в Республике Беларусь. Только вопрос в другом – это должны быть реальные партии. Это должны быть партии, которые будут исповедовать определенное мировоззрение, которые будут широко рассказывать, как они видят дальнейшие пути развития нашей страны и, желательно, представлять интересы того или иного социального слоя. Они должны работать с людьми и получать их поддержку. Тогда они смогут быть механизмами раннего оповещения о социальных проблемах и генерировать определенные предложения в интересах тех или иных социальных групп. Но этого мало.

Надо еще усилить роль парламента. Парламент – это один из центральных институтов белорусской государственности, который избирается народом. Это означает, что парламент от имени народа должен утверждать премьер-министра и отдельных министров, парламент должен иметь право выражать вотум недоверия правительству или отдельным министрам. Парламент должен назначать председателя ЦИК и генерального прокурора.

С моей точки зрения, правильно будет сохранить Беларусь как президентскую республику с президентом, который выступает как гарант соблюдения Конституции, отвечает за безопасность страны как внешней, так и внутренней. В его подчинении остаются армия, КГБ, МВД, в его ведении находятся принципы внешней политики. Но генеральный прокурор должен подчиняется парламенту, поскольку Генеральная прокуратура обеспечивает контроль за деятельностью силового ведомства (в данном случае МВД) во взаимоотношениях с людьми. Таким образом мы ставим деятельность этого силового органа под общественный контроль.

Андрей Савиных

Ведущая: Надо ли прописывать в Конституции интеграционные процессы?

Андрей Савиных: Мне кажется, что в Конституции как в документе, который должен действовать десятилетия, такие вещи прописывать нельзя. У нас есть институт Президента, который формулирует конкретные установки и по внешней политике, и по военной политике на данный период времени, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сейчас мир меняется. Сегодня мы можем говорить, что формируем ЕАЭС и свой макрорегион в союзе с Россией, Казахстаном и так далее. Но не исключаю, что через 5-7 лет станет вопрос о строительстве единого пространства от Лиссабона до Владивостока. И что тогда? Каждый раз менять Конституцию?

Ведущая: Всебелорусское собрание может обсуждать такие вещи.

Андрей Савиных: Согласен. Хотя Всебелорусское собрание требует определенного ребрендинга.  Надо понять каким образом и кто туда избирается, как готовятся документы, которые рассматривает Всебелорусское собрание. И второй момент, надо определить, какие решения принимаются на Всебелорусском собрании, и какой правовой статус они имеют.

О необходимости консолидации в рамках макрорегиона

Ведущая: Пишут, что Беларусь занялась внутренними проблемами и упустила дальнейшее развитие интеграции белорусско-российской.

Андрей Савиных: Я не могу согласиться с такими оценками. Мы действительно затормозили наши контакты по линии межпарламентских связей, но это больше определяется проблемой, связанной с COVID-19 и эпидемией в целом. Контакты идут, мы работаем.  Возможно, можно говорить о том, что есть определенное торможение, потому  что видеоконференции не заменяют реального общения, и его уже действительно не хватает.  Но я и не могу сказать, что мы очень сильно замедлили эти процессы. Тем не менее диалог идет, решения принимаются.

Ведущая: Для парламентского собрания какие самые актуальные позиции?

Андрей Савиных: Прежде всего нужно вырабатывать консенсус на уровне всех стран о необходимости консолидации в рамках Евразийского макрорегиона, поскольку регионализация остается глобальной тенденцией.

Второе, нам надо двигаться во взаимодействии с Россией в направлении унификации внутреннего законодательства двух стран в сближении и построении единого рынка.

И третье, я бы выделил задачу, связанную с развитием человеческого капитала. А это совместные образовательные программы, создание единого образовательного пространства, совместные научно-технические программы, которые у нас уже реализуются, которые носят беспрецедентный характер. Это формирует такую среду, которая реально подпитывает создание единой социальной общности между нашими странами. Это очень мощный драйвер в 21-м веке.

Источник: БелРос ТВ