САВИНЫХ
Андрей Владимирович

Депутат Национального собрания
Республики Беларусь

Депутаты рассмотрели 11 вопросов на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь VII созыва

10 декабря 2020 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, на котором были рассмотрены одиннадцать вопросов.

«Об изменении законов по вопросам медиации»

В первом чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов по вопросам медиации», который представили Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Луканская И.Э.

Депутаты рассмотрели 11 вопросов

Данный проект Закона подготовлен во исполнение статьи 2 Закона Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 25-З «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации» и обеспечения эффективной реализации положений Конвенции.

Основные цели Конвенции направлены на популяризацию медиации как способа разрешения спора и закрепления возможности исполнения мировых соглашений, принятых в рамках медиации.

Для реализации в национальном законодательстве института обеспечения предмета международного медиативного соглашения, оснований признания международных медиативных соглашений и оснований отказа в их принудительном исполнении корректируется Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

В целях комплексного урегулирования вопросов взыскания государственной пошлины за рассмотрение заявлений о выдаче документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения, обеспечения предмета международного медиативного соглашения, регулирования налогообложения по доходам, полученным в результате заключения международного медиативного соглашения, проектом Закона предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Проектом Закона предусматривается дополнение Закона Республики Беларусь «О медиации» нормами, содержащими определение международного медиативного соглашения, а также положениями, регулирующими порядок признания и исполнения международных медиативных соглашений.

Кроме того, для комплексной корректировки законодательства в сфере медиации Закон о медиации дополняется нормой, устанавливающей определение обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации.

Практическая реализация Конвенции позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, а также будет способствовать упрощению и ускорению исполнения медиативных соглашений международного характера, исполнение которых входит в сферу применения Конвенции.

На заседании парламентарии рассмотрели во втором чтении семь законопроектов

Депутаты рассмотрели 11 вопросов

«Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности»

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А. рассказал о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности».

Целью подготовки законопроекта являлось совершенствование положений Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с учетом правоприменительной практики.

В частности, проектом Закона предусматривается:

  • устранение устаревших норм и противоречий;
  • уточнение компетенций в сфере государственного регулирования инновационной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, органов местного управления и самоуправления;
  • определение порядка разработки, финансирования и выполнения государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
  • дополнение перечня основных задач государственной инновационной политики задачами, связанными с обеспечением цифровой трансформации национальной экономики, формированием и ускоренным развитием высокотехнологичных секторов национальной экономики, инновационным развитием традиционных секторов национальной экономики;
  • наделение инновационных проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, статусом инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;
  • уточнение источников финансирования инновационной деятельности;
  • уточнение перечня субъектов инновационной инфраструктуры, корректировка их основных направлений деятельности и перечня предоставляемых услуг;
  • предоставление налоговых льгот и других преимуществ технопаркам и (или) их резидентам, реализующим инновационные проекты, выполняемые в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

«Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах»

О проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах» доложила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н.

Предлагаемые законопроектом изменения в Кодекс Республики Беларусь о недрах, направлены на устранение пробелов в законодательном регулировании отношений, связанных с охраной и использованием недр, что обеспечит системность и комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

Проектом Закона, в частности:

  • закрепляются определения терминов «извлекаемые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр», «подземные воды», «прогнозные ресурсы полезных ископаемых», «проявление полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр» и др.;
  • уточняется компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;
  • регулируются отдельные аспекты, связанные с разработкой и утверждением Государственных программ региональных комплексов мероприятий в области рационального использования и охраны недр;
  • закрепляется первоочередное право на предоставление горного отвода недропользователям, осуществившим геологическое изучение недр за счет собственных средств;
  • устанавливается порядок продления срока пользования недрами для геологического изучения недр;
  • регламентируются вопросы по проведению государственной экспертизы геологической информации;
  • определяется порядок консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • устанавливаются требования к ведению государственного кадастра недр.

Согласно Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» проектная документация на пользование недрами, если не требуется предоставление горного отвода, не является объектом государственной экологической экспертизы. Так как, предоставление горного отвода не требуется при строительстве и эксплуатации буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод из первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, проектом Закона предусмотрено, что требование о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации не распространяется на эксплуатацию указанных буровых скважин.

Депутаты рассмотрели 11 вопросов

«Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Свилло В.З.

Проект Закона подготовлен в целях правового закрепления изображения Государственного флага Республики Беларусь и многоцветного, двуцветного и одноцветного (серебряного и золотого) изображений Государственного герба Республики Беларусь в качестве эталонов государственных символов Республики Беларусь, а также установление переходного периода для использования изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего государственному стандарту Республики Беларусь.

Принимая во внимание, что в действующей редакции Закона отсутствует эталонное изображение Государственного флага Республики Беларусь, является целесообразным его установление на законодательном уровне.

В проект Закона также включены нормы, согласно которым замена изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего эталонным изображениям, осуществляется по мере его использования или прихода в негодность.

Парламентарий также проинформировал, что в ходе доработки законопроекта к рассмотрению во втором чтении в него были включены нормы по расширению использования Государственного флага Республики Беларусь во время государственных праздников и праздничных дней, спортивных соревнований, спортивно-массовых, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, торжественных мероприятий, народных, трудовых, семейных праздников, в другие памятные даты и в иных случаях, в том числе без использования древка (флагштока), при условии обеспечения необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

Депутаты рассмотрели 11 вопросов

«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Левчук А.Г. представил проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».

Законопроект подготовлен в целях совершенствования Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» с учетом практики его применения и приведения положений в соответствие с законодательными актами Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, а также с законодательством Европейского Союза.

Проектом Закона, в частности:

  • корректируются перечень объектов идентификации, регистрации и прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения и перечень объектов идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения;
  • устанавливаются некоторые положения по внедрению Государственной информационной системы в области идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения «ИС «AITS — Прослеживаемость»;
  • уточняется понятие «государственная информационная система в области идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» и перечень средств идентификации;
  • вносятся иные изменения в Закон.

«Об изменении законов по вопросам рекламы»

О новеллах проекта Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы» рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.

Законопроект призван обеспечить более эффективное правовое регулирование в сфере рекламы, устранить устаревшие нормы.

В частности, проектом Закона предусматривается:

  • корректировка понятийного аппарата в части изменения терминов «рекламодатель», «рекламораспространитель», «средство наружной рекламы», «социальная реклама», «объект рекламирования» и других. Вводятся термины «средство рекламы», «нетабачное никотиносодержащее изделие»;
  • уточнение полномочий органов, осуществляющих государственное регулирование в области рекламы, Межведомственного совета по рекламе;
  • исключение из действующего законодательства о рекламе требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, продукции, работ, услуг и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, в том числе о рекламировании товаров, продукции, работ, услуг в такой рекламе только с использованием образов белорусских граждан, в связи с утратой актуальности этого требования;
  • конкретизация общих требований к рекламе (например, расширение перечня исключений из требования размещения (распространения) рекламы на белорусском и (или) русском языках, закрепление права потребителей рекламы (собственников или иных законных владельцев абонентских почтовых шкафов или индивидуальных почтовых ящиков) отказаться от доставки рекламы в эти почтовые шкафы (ящики) и др.);
  • корректировка требований к рекламе в средствах массовой информации (так, исключается запрет на трансляцию рекламы в детских передачах и предусматривается возможность прерывания в установленном порядке рекламой образовательных и детских передач, включая детские художественные фильмы, предусматриваются запрет на превышение эквивалентного уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над эквивалентным уровнем звука транслируемой программы, прерываемой рекламой, запрет рекламы в продукции иностранных телевизионных средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения формы и содержания);
  • введение нормы о необходимости получения письменного согласия на распространение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;
  • уточнение требований к наружной рекламе, включая требования к средствам наружной рекламы и их размещению. Например, предусматривается, что средства наружной рекламы должны находиться в надлежащем эстетическом и техническом состоянии;
  • конкретизация норм о размещении рекламы на транспортных средствах (установление запрета звуковой рекламы в общественном транспорте, запрета на использование транспортного средства, в том числе отдельно стоящего прицепа, для размещения (распространения) рекламы на улицах, дорогах и в иных общественных местах, если транспортное средство более шести месяцев не используется для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования либо состояние такого транспортного средства исключает возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации);
  • оптимизация административной процедуры по согласованию медицинской рекламы и рекламы биологически активных добавок к пище и актуализация требований к такой рекламе (сокращение объема медицинской рекламы, подлежащей согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, отмена запрета на указание в рекламе скидок (как формы материального поощрения) при приобретении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически активных добавок к пище и др.);
  • уточнение требований к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий, пива и слабоалкогольных напитков, оружия и продукции военного назначения, риэлтерских услуг, ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан;
  • установление запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий, бесплатного (безвозмездного) распространения этих изделий и жидкостей для электронных систем курения;
  • конкретизация нормативных предписаний о рекламе о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Республики Беларусь. В частности, в целях пресечения практики указания в рекламе о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь не соответствующей действительности заработной платы допускается указание в рекламе только тех сведений о заработной плате, которые могут быть документально подтверждены и содержатся в договоре о трудоустройстве;
  • корректировка Закона о рекламе в части снятия отдельных ограничений на размещение (распространение) рекламы букмекерских игр и игр тотализаторов;
  • возможность указания в социальной рекламе наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, эмблем или иной символики спонсоров мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, в число организаторов которых входят государственные органы, а также лиц, оказавших содействие государственным органам в производстве социальной рекламы.

Парламентарии

«Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении»

О.В.Гайдук также представила проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении».

Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) с учетом правоприменительной практики.

Законопроектом, в частности, предлагается:

  • включить в круг субъектов отношений по совместному домовладению участников совместного домовладения, товарищество собственников, организацию, управляющую общим имуществом совместного домовладения, уполномоченное лицо, назначаемое местным исполнительным и распорядительным органом в случаях и порядке, предусмотренных Законом, и иных лиц, участвующих в отношениях по совместному домовладению;
  • отнести к участникам совместного домовладения не только собственников объектов недвижимого имущества, но и лиц, которые в отношении этих объектов обладают правом хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также лиц, участвовавших в финансировании строительства объектов недвижимого имущества, которым согласно, представленным для государственной регистрации создания или изменения капитального строения (здания, сооружения), документам будут принадлежать право собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления на расположенные в этом капитальном строении (здании, сооружении) объекты недвижимого имущества;
  • ввести норму, гарантирующую участникам совместного домовладения право на получение сведений и документов, связанных с деятельностью по управлению общим имуществом совместного домовладения (договоров, устава, протоколов, расчетов расходов, актов проверок деятельности товарищества собственников, заключений ревизионной комиссии (ревизора) и других);
  • дополнить Закон нормой, регламентирующей заключение участником совместного домовладения, уполномоченным общим собранием участников совместного домовладения, от имени всех участников совместного домовладения одного договора на управление общим имуществом совместного домовладения в случае управления таким имуществом уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом, либо организацией, управляющей общим имуществом совместного домовладения;
  • закрепить право товарищества собственников на обращение с исками в суд от имени членов товарищества собственников по вопросам охраны общего имущества совместного домовладения, устранения препятствий в пользовании общим имуществом совместного домовладения и с иными исками в отношении общего имущества совместного домовладения.

 

Кроме того, законопроект дополнен переходными положениями, связанными с реализацией норм проекта Закона, устанавливающими запрет на создание на базе одного нежилого капитального строения (здания, сооружения) нескольких товариществ собственников, в части определения порядка и сроков реорганизации таких товариществ. Также устанавливаются последствия невыполнения товариществами собственников этих требований.

«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проект Закона подготовлен в целях дальнейшего совершенствования правовых основ оперативно-розыскной деятельности и предусматривает внесение в Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» следующих основных изменений.

Понятийный аппарат Закона дополняется понятием «компьютерная информация». Корректируются определения, объекты и особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе сбора образцов, оперативного осмотра, контроля в сетях электросвязи.

Расширяются направления и возможности взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их информационного обеспечения. Субъектам оперативно-розыскной деятельности предоставляется возможность создавать и использовать средства негласного получения и фиксации информации, включая специализированное программное обеспечение, для эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков с использованием сети Интернет.

Уточняются сроки ведения розыскных дел. Предлагаемые изменения согласуются с положениями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и направлены на достижение конечной цели осуществляемого розыска — возможности проведения процессуальных действий.

Ряд предлагаемых изменений направлен на повышение эффективности обеспечения безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие субъектам оперативно-розыскной деятельности, и их близких, сохранности их имущества от преступных посягательств, а также обеспечение безопасности иных граждан в соответствии с законодательными актами.

Положения Закона дополняются возможностью использовать сведения, содержащиеся в материалах оперативно-розыскной деятельности, для выявления причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятия мер по их устранению и недопущению противоправного поведения граждан. Это позволит правоохранительным органам проводить работу по профилактике, в первую очередь коррупции, своевременно реагировать на коррупционные проступки, не допуская совершения уголовно наказуемых деяний.

Реализация предусмотренных проектом Закона изменений позволит повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности, устранит отмечаемую в настоящее время недостаточную правовую регламентацию получения доступа к компьютерной информации в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности, упростит для понимания и применения на практике общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, исключив их неоднозначное толкование.

«О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза»

Депутатский корпус в ходе заседания также рассмотрел проект Закона «О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза» (докладчик — Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г., содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Автухова Т.А.).

Договором предусматриваются возможность подачи одной заявки на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара Евразийского экономического союза в любое из национальных патентных ведомств государств-членов, взаимодействия заявителя только с одним ведомством подачи (принцип «одного окна») и получения единого охранного документа, действующего на территориях всех государств-членов. Участие в Договоре позволит упростить процедуру получения правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров на территориях Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, обеспечить создание необходимых условий для взаимного торгово-экономического сотрудничества указанных государств.

В ходе заседания были рассмотрены два декрета Президента Республики Беларусь

Andrey Savinykh Андрей Савиных

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2020 г. № 5 «О награждении государственными наградами Республики Беларусь»

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Волков И.В. представили Декрет Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2020 г. № 5 «О награждении государственными наградами Республики Беларусь».

Декретом № 5 предусматривается, что организации, воинские части (подразделения), соединения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, коллективы их работников могут награждаться орденом Воинской Славы, орденом Трудовой Славы, орденом «За службу Родине», орденом Дружбы народов, орденом Почета, орденом Франциска Скорины.

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 4 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»

С докладами по Декрету Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 4 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» выступили Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Татарицкий В.Б. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Струневский А.Н.

Декрет № 4 направлен на корректировку отдельных норм Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».

Вышеназванное Положение приведено в соответствие с законами Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», «О нормативных правовых актах», а также с принятыми ранее поправками в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений». Так, предусмотрено отнесение измерений с использованием приборов учета готовой продукции при производстве табачных изделий к сфере законодательной метрологии, а также наделение Правительства Республики Беларусь полномочиями по определению порядка использования приборов учета готовой продукции (табачных изделий).

 

Источник: house.gov.by

 

Мероприятия по законопроекту

Подпишитесь на рассылку

и получайте все новые посты на свой адрес электронной почты