Главные вопросы, без решения которых не получится преодолеть сложившийся в Беларуси кризис

Главные вопросы, без решения которых не получится преодолеть сложившийся в Беларуси кризис

В программе «ОбъективНо» обсуждаются вопросы, которые продолжают оставаться предметом споров и нуждаются в том, чтобы вместо противостояния по принципу «у каждого своя правда»  смогли найти выход из сложившегося кризиса. Среди гостей студии – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Андрей Савиных.

Всё обсуждение в видео.

Текст высказываний Андрея Савиных:

Деление мира на макрорегионы сейчас определяет, мы выиграем или проиграем в этом процессе

Деление мира на макрорегионы сейчас определяет, мы выиграем или проиграем в этом процессе

«Посмотрите, как изменилась риторика. Буквально еще 10 лет назад мы говорили, что  мы строим глобальный мир, который будет базироваться на международном законодательстве;  этот мир будет существовать в соответствии с общими универсальными законами, мы будем работать по принципам win-win situation. То есть всё будет гармонизировано. Эта либеральная глобальная идея распространялась по всему миру. И она начала трещать. Мы являемся объектом этих глобальных процессов. И деление мира на макрорегионы сейчас определяет, мы выиграем или проиграем в этом процессе».

Государство должно обеспечивать стабильность

Государство должно обеспечивать стабильность

«Классический пример Realpolitik, от которого Запад отказывался в течение 20 лет. А сейчас это декларируется абсолютно. Старая Европа, Западная Европа (Германия, Франция, Австрия) – они были очень сдержанны в оценке белорусских событий. На государственном уровне Старая Европа пытается консолидироваться, найти свое место в этом изменяющемся мире.

– Что в этой ситуации делать?

– Я бы сказал несколько слов о государстве. Государство в любом случае действует, отталкиваясь от законодательства. Государство должно обеспечивать стабильность. И как бы мы не хотели изменений, все равно отправной точкой этих изменений будет действующее законодательство и действующая структура власти. От неё мы начинаем двигаться в сторону изменений системы государственного управления, логики государственного управления, логики принятия решений, причем не только в политической сфере, но и в экономической. Нам давно пора менять систему управления экономикой».

Должна быть логика общественных процессов, логика общественных обсуждений, которые будут устраивать и консервативные круги, и прогрессивные круги

«Никогда никакие «красные линии» в международной политике не работали. Если  утверждается принцип Realpolitik, то  все определяется балансом сил. А переходить эти «красные линии» будут каждый день. Но я согласен,  что диалог нам необходим. Но какой? Структурированный диалог. Должна быть логика общественных процессов, логика общественных обсуждений, которые будут устраивать и консервативные круги, и прогрессивные круги. И, кстати, нужно отсекать с правого  фланга крайних консерваторов, а с левого фланга крайних революционеров. Поэтому этот процесс не будет устраивать всех. Но он должен быть направлен на решение самых главных общественных проблем».

110 депутатов Палаты представителей представляют всю страну, весь народ

«Давайте возвращаться к старой доброй практике. В конце концов, у нас есть парламент. Более того, наша мажоритарная система, которая может быть устарела, но которую мы имеем на сегодняшний день,  может стать определенным преимуществом. Почему? Потому что 110 депутатов Палаты представителей представляют, по сути, всю страну, весь народ. Эта универсальная площадка имеет практику работы не только со сложными документами, не только с коллегиальными формами пополнения этих документов, но и с приглашением большого количества общественных игроков».

Парламент является наиболее оптимальной площадкой для организации такого диалога

Парламент является наиболее оптимальной площадкой для организации такого диалога

«Нельзя подходить к жизни, что если я этого не видел, значит, этого нет. На самом деле сейчас все депутаты общаются в трудовых коллективах. Может быть, они в большей части беседуют с традиционной частью общества. В меньшей степени они выступают на телевидении. Связи с обществом они имеют. Даже если есть какие-то нарекания к деятельности депутатов в эти первые дни, то это весьма спорно. Всё равно парламент является наиболее оптимальной площадкой, которая обладает потенциалом для организации такого рода диалога. Очень легко продекларировать: «трудовые коллективы, партии, общественные  объединения», гораздо сложнее структурировать и организовать этот процесс».

Надо послать чёткий сигнал: власть готова к изменениям, власть готова идти на компромиссы, но и та сторона должна идти на компромиссы

«Власть говорит, что обсуждать изменения надо не в тиши кабинетов.

Кстати, вот такие рассуждения – это приговор новой площадке. Почему? Потому что создавая новую площадку придётся озаботиться правилами процедуры, кто будет главным и т.д. И это на годы затормозит любой переговорный процесс. Поэтому использовать надо только традиционную площадку с состоявшимися процедурами. Включать в диалог надо не абы кого, а любые коллективы, объединения, группы, которые имеют легальный статус в рамках действующего законодательства, а не эфемерные структуры. Надо послать чёткий сигнал: власть готова к изменениям, власть готова идти на компромиссы, но и та сторона должна идти на компромиссы в рамках переговорного процесса. Иначе диалог не получится. Это классика».

Политтехнология  создания активности  в определённой среде, чтобы поддержать протестное движение

Политтехнология  создания активности  в определённой среде, чтобы поддержать протестное движение

«Давление на депутатов – это такой процесс достаточно сомнительный. Он искусственно организован. Он воспринимается достаточно серьёзно. Но он не несет, с моей точки зрения, какой-то серьёзной содержательной части. Это политтехнология  создания активности  в определённой среде, чтобы поддержать протестное движение».

Переговорный процесс будет  отталкиваться от действующего законодательства

«Поэтому если мы хотим реального диалога в смысле переговорного процесса, то нам нельзя идти на поводу у аморфной массы.

Переговорный процесс будет  отталкиваться от действующего законодательства. Мы никуда от этого не денемся. Мы живем в реальном времени и в реальном государстве. Если мы хотим структурировать и сохранить то, что есть, и развивать это, то в любом случае должна быть отправная точка. Мы не можем начать это с Марса».

Нужно решить, каким образом будет организован обмен мнений, каким образом договоренности будут фиксироваться

«На сегодня нам нужно решить следующий вопрос, на какой площадке будет проходить диалог, переговорный процесс. Какие общественные объединения будут допущены к этому. Каким образом будет организован обмен мнений. И каким образом эти договоренности будут фиксироваться».

Технология внедрения внешнего управления в Республике Беларусь

«Технология внедрения внешнего управления в Республике Беларусь. Чтобы внедрить внешнее управление, надо сначала дестабилизировать традиционные структуры, обычный образ жизни, и после этого вывести на новый аттрактор, на новую точку притяжения».

Мы должны понимать одну вещь: никогда ни одна из сторон не получит решение, которое устроит всех

Мы должны понимать одну вещь: никогда ни одна из сторон не получит решение, которое устроит их

«Даже, когда мы проведем все согласования, мы должны понимать одну вещь: никогда ни одна из сторон не получит решение, которое устроит их.  Это всегда компромисс, это всегда компромиссное срединное решение. И второй момент, это решение никогда не будет идеальным. Наша задача получить лучшее из того, что мы можем получить на данный исторический момент, а потом всем вместе объединиться на условиях и партийного строительства, и государственного строительства, и гражданского строительства. Развивать эту систему в том направлении, в котором это устроит большинство граждан».

Источник: ОНТ