В ближайшие годы по всему миру будет увеличиваться количество локальных военных конфликтов. Это вызвано тем, что все большие державы меряются силами в рамках переформатирования мира. Об этом в эфире стрима «Главный. Тур LIVE» заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Савиных.
Думаю, что мы сейчас, вообще все человечество, находимся в очень сложном периоде развития. По сути дела, идет слом старого глобального проекта. По большому счету, все глобальные державы начали мериться силой. Потому что переформатирование мира всегда происходит силовыми методами. Хорошо это или плохо? Конечно же, плохо. Но человечество не выработало других рецептов и других возможностей для разрешения этих споров. Поэтому и здесь мы видим реальное, серьезное противостояние. Вот почему я и говорю, что инициатива Президента Беларуси о проведении большой встречи, где страны выработают новые правила общежития, она обогнала время минимум на 5-7 лет. Сейчас время разбрасывать камни, а не время собирать их. Поэтому, думаю, в ближайшие годы мы увидим обострение ситуации буквально везде. Увеличится число локальных конфликтов, как военная операция на Украине. Они могут происходить по всему миру. Более всего сейчас ожидаются такие конфликты в тихоокеанском бассейне. Кроме всего прочего, мы увидим передел мира, то есть ужесточение санкций, ужесточение финансовых блокировок, которые, скорее всего, приведут к краху и глобальной экономики, и глобальной финансовой системы. Мы уже стали свидетелями беспрецедентной информационной войны, когда демонизируются не только руководители отдельных государств, но и вообще государства в целом. Эта тенденция тоже будет обостряться. Когда все эти войны пройдут, когда будет четко понятен расклад сил, когда все уже устанут драться и поймут, что дешевле договариваться, вот тогда мы и вернемся к принципам традиционной дипломатии.
Ситуация в какой-то мере пессимистичная, в какой-то оптимистичная. Позволю себе рассказать анекдот о том, кто сегодня является пессимистом, а кто оптимистом. “Пессимист сидит, хватается за голову: «Боже мой, санкции, информационная война, локальные конфликты! Хуже быть уже не может!» И тут к нему подходит оптимист и говорит: «Может, может!».
Великобритания активно борется за своё место под солнцем
Все нынешние медийные политики – Джонсон, Бадейн, Макрон, Шольц – это фронтмены, в реальности это говорящие головы. Для нас это парадокс. Мы привыкли к тому, что у нас Президент обладает полнотой власти, у нас правительство вырабатывает реальную экономическую политику, и от их решений зависят и жизнь граждан, и развитие нашей страны. А на Западе всё организовано совершенно по-другому. Там и политические партии, и правительства выполняют абсолютно другую функцию. Это своего рода шоукратия. У них есть уже чёткие установки и инструкции. И они просто-напросто доводят их через средства массовой информации, через аналитические центры до населения, а реальные решения, которые определяют курс страны, принимаются в тиши кабинетов финансовыми, корпоративными, аристократическими элитами.
Поэтому отставка Джонсон вообще никакой роли не сыграет. Если британские элиты захотят его отстранить, то они назначат любого другого, которому также доведут инструкции, он будет работать строго в соответствии с их указаниями.
Конфликт элит на Западе
На Западе сейчас внутриэлитный конфликт. Это конфликт между финансовыми, транснациональными группами (которые уже давно утеряли свой, скажем так, национальный статус) и национальными элитами, которые представляют реальный сектор экономики. В Соединённых Штатах Америки этот конфликт мы видим в противостоянии Трампа и Байдена.
У Британии ситуация гораздо сложнее. Британская элита всегда была глобальна, транснациональна. У нее очень мало ресурсов, но есть великолепные спецслужбы и очень сильная, пассионарная, хорошо структурированная элита, способная пользоваться опытом, накопленным за время существования Британской империи. Она имеет 3-5 поколений связей с наследственными монархическими элитами на Ближнем Востоке, в Индии, в Австралии, в Канаде. В этом плане они обладают определенным преимуществом. У Великобритании философия морской державы. Она действует глобально, контролирует не территории, а морские пути, логистику по всему миру.
Британия сейчас пытается изо всех сил выстроить свой макрорегион. Мир распадается на союзы суверенных стран, каждый из которых будет иметь свою технологическую, торговую и финансовую зоны.
Британия планирует выйти из кризиса с наименьшими потерями
Транснациональные корпорации, элитарии понимают, что остановить процесс развала мира невозможно. И их задача сейчас – пустить процесс развития мира по такой траектории, чтобы другие потеряли по максимуму, и чтобы они смогли сохранить больше, чем сумеют сохранить все остальные. И другая задача – создать условия для дальнейшего развития после развала глобального мира, чтобы быстро подняться и компенсировать понесенные потери. Отсюда концепция «инклюзивного капитализма», отсюда AUKUS и масса других вещей. Британия очень активно борется за своё место под солнцем. И надо признать, они делают это, я бы сказал, даже очень талантливо. Надо уважать и понимать качества и достоинства, даже если это противная сторона.
Контрпроекты Британии
Обратите внимание, они реализуют целый ряд проектов. В «Междуморье» Польшу и Украину бросают в топку конфликта. По сути дела, эти страны – расходный материал. Великобритании нужно сдержать, истощить, измотать Россию.
Но этим дело не ограничивается. Они имеют очень серьёзное влияние в Турции. Это проект «Великого Турана», который тянется из Закавказья в Центральную Азию. Параллельно создается возможность для военизированных группировок, по сути дела, террористических военных группировок, взорвать ситуацию во всей Центральной Азии. По разным оценкам специалистов, в Афганистане они сконцентрированы в количестве не менее 70 тыс. штыков, которые могут быть брошены на север – в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Реализуется ещё масса других проектов. Сейчас время борьбы.
Долгосрочные стратегии Беларуси – фактор стабильности
Ещё 5-10 лет назад благополучие стран оценивалось по экономическому росту в целом, по росту ВВП, по участию во всемирной торговле, по уровню развития фондового рынка, по биржевой активности. А сейчас время великих потрясений. Сегодня на первое место выходит безопасность, в первую очередь способность защитить собственную территорию.
Сейчас говорят о размещении российских военных баз на территории Беларуси. Но наши союзные оборонные инициативы уже давно объединили две армии. И мы действуем слаженно. У нас нет необходимости создавать здесь какие-то отдельные базы. Потому что и единое командование, и единая система обеспечения – все уже давно выстроено. Нападение на Беларусь будет означать нападение на Россию. И ответ будет очень жёсткий. Это надо понимать.
Второе, безопасность энергетическая. Попробуйте выжить сейчас без электроэнергии. А помните сколько было критики, зачем Беларусь строит атомную станцию? Эта инициатива Президента, за которую его очень сильно критиковали, сейчас превращается в факторе нашей стабильности.
Третий фактор – продовольственная безопасность. 20 лет я слышу эти выражения: «Зачем вы столько вкладываете в село?» «Почему у нас каждая уборочная или посевная идёт как битва?» И вот сейчас это всё видится совершенно по-другому.
Люди очень часто воспринимают мир, реальность как свою жизнь и как физическое время. Государственные деятели должны мыслить социальным временем на десятки лет вперёд. Возьмите любую долгосрочную стратегию в Беларуси, она была задумана и реализована именно с прицелом на 10-15-20 лет. Многое из того, что делается сейчас, делается наперёд. И мы увидим результаты этого, дай Бог, чтобы при нашей жизни. Это и есть государственное мышление, государственное предвидение.
Благодаря всем этим инициативам, делам и планам, мы в условиях развала мира оказались в ситуации гораздо более предпочтительной, чем наши ближайшие соседи. Я не говорю даже о Прибалтике. Можно смело говорить и о Польше, Венгрии, Балканах и очень большом количестве стран.
Они довольно самоуверенно кричали о том, что у них более прогрессивный социальный строй, лучшие условия для жизни и так далее. Но история всё расставляет по своим местам. Мы ещё это увидим. Причём, я уверен, что мы увидим очень серьёзные кардинальные изменения максимум через несколько лет. Мы живём в быстрое историческое время. За полгода происходит больше, чем 5-10 лет назад происходило за десятилетие. Вот такая реальность.
О законотворчестве
У нас законотворческий процесс организован многоступенчато и хорошо продуман. Изначально проект закона разрабатывают министерства и ведомства, причём делают это на основе законодательной практики, учитывают реальную ситуацию на местах. И также согласовывают все вопросы с другими акторами: облисполкомами, другими министерствами и ведомствами, общественными ассоциациями, ассоциациями бизнесменов, нанимателей, то есть происходит очень детальный и серьёзный процесс. Но тогда возникает вопрос, если закон таким образом разработан, дошёл до Палаты представителей, зачем ещё нужно его обсуждать на уровне законодательной власти? Юридические службы есть же и в министерствах. Более того, он проходит экспертизу юридических служб Совета Министров.
Дело всё в том, что парламент состоит из представителей народа, и эти представители практически со всей Беларуси. И когда законопроект доходит до парламента, возникает последний тест. Мы больше даже смотрим на него не как юристы, хотя это тоже происходит, а как представители общественных групп, которые могут либо выиграть, либо проиграть от этого закона. Мы смотрим прежде всего на сбалансированность закона. И я вам могу сказать очень интересную вещь: американский математик ещё в середине 50-х годов доказал теорему, которая звучит так, что если интересы пересекаются у трех и более социальных групп, то принять решение, которое в одинаковой степени устроило бы все три, невозможно. Это математически доказанная теорема. Это значит, что всегда есть выигравшие и проигравшие.
И вот в этом и есть суть законотворческого, и, кстати, политического процессов.
Мы смотрим на этот законопроект с точки зрения принятия решений, чтобы потери одной стороны или нескольких сторон были бы минимальны. Мы смотрим на сбалансированность этого закона. На основе этого происходят очень жаркие и серьёзные баталии.
А то, что 7-й созыв находится в уникальных условиях и вынужден работать намного больше, чем все созывы до сих пор, то это просто жизнь, такая ситуация. 90 законопроектов нужно за 2 года изменить, чтобы просто привести в соответствие с новой Конституцией.
Но хочу ещё подчеркнуть, при этом не останавливается работа по принятию законопроектов, которые нужны нам для развития экономики в новых условиях. Жизнь меняется. Санкции вводятся. Нам надо адаптировать и изменять нашу экономическую среду, приспосабливать к изменившимся условиям существования. И у нас огромное количество законопроектов, которые посвящены именно этому. Я могу здесь говорить и о лицензировании, и о трудовой миграции, где мы упрощаем возможность приглашения в Беларусь высококвалифицированных иностранцев. И об объединениях нанимателей. О законодательстве в таможенной сфере.
И плюс к этому у нас 28 программ реализуется в рамках Союзного государства. Это создание единого рынка. Мы должны практически по каждой отрасли посмотреть, какие законопроекты действуют у нас и в России, и свести их к единому знаменателю для того, чтобы наши предприятия, наши производители никоим образом не были ущемлены в будущем. Это колоссальный объем работы.
Источник: ОНТ