САВИНЫХ
Андрей Владимирович

Депутат Национального собрания
Республики Беларусь

Савиных: На первое место выходят вопросы безопасности и способность государства защитить собственную территорию

Гостем программы «Актуальный микрофон» Первого национального канала Белорусского радио стал председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Савиных.

Кто на самом деле управляет Европой?

Кризис идет полным ходом достаточно долго, и продолжает углубляться, отставка Бориса Джонсона в этих условиях, скорее, проявление модели управления, которая сегодня принята во всех странах Западной Европы. Мы обращаем внимание на премьер-министров, на политические партии, на правительства, на министров в целом. Но это только лишь внешний контур управления, который не принимает действительно серьезных решений, оказывающих влияние на будущем стран. Они выполняют указания внутреннего ядра. А внутреннее ядро – это финансовые, корпоративные и аристократические элиты этих стран, которые действительно принимают решения о том, в каком направлении двигаться. И эти решения  абсолютно непубличны. Такие решения принимаются без учета мнений граждан этих стран. Потом они доводятся в виде инструкций до Кабинета Министров, до отдельных министров, до политических партий через инструменты финансирования, через массу других механизмов, которые за последние несколько столетий идеально отработанны в этих странах. Отсюда и возникают такие ситуации. То есть, будет Борис Джонсон премьер-министром или его кто-то другой сменит, абсолютно ничего не изменит. Курс Великобритании будет продолжаться в том направлении, как его сформулировали закрытые центры согласования и управления.

Руководство практически всех стран Европейского Союза в большей степени подчинено финансово-корпоративным кругам, которые имеют наднациональный характер. Они управляют странами, но не связаны с этими странами своей судьбой или своим благополучием. Во всем Европейском союзе я, наверное, могу выделить только Венгрию и премьер-министра Орбана, который действительно проводит национальную политику в интересах собственных граждан. Другим таким примером, пусть и противоречивым, является Турция. Президент Эрдоган тоже проводит ярко-выраженную протурецкую политику. Все остальные страны работают немножко в другом ключе. Они понимают, что пришёл серьёзный и долгосрочный кризис и изменит практически весь политический и экономический ландшафт мира. Ничего не останется неизменным. Поэтому они пытаются минимизировать свои потери.

Безопасность на первом месте

И здесь имеет смысл сказать еще одну очень интересную мысль. Мы привыкли рассматривать будущее государства с точки зрения развития технологий, богатства, финансов. А сейчас это все уходит в прошлое. Сейчас это все превращается просто-напросто в дым. И на первое место выходят вопросы безопасности и способность государства защитить собственную территорию.

Следующим важным аспектом является вопрос энергетической безопасности. Мы видим жесточайший энергетический кризис в ЕС, который может привести к банкротству даже не отдельных предприятий, а целых отраслей. Если тенденция продолжится, им придется их закрыть в течение максимум полугода. А она продолжится, как мне представляется.

Крайне важны вопросы продовольственной безопасности.

Кстати, практически по всем трем компонентам Беларусь находится в очень хорошем положении. Наши оборонные инициативы в рамках Союзного государства исключают возможность прямого вооруженного вторжения в Республику Беларусь кого бы то ни было. Второе – мы недавно запустили свою атомную станцию, и в целом наши генерирующие мощности высокоэффективны и позволяют обеспечить любые потребности в электроэнергии не только на ближайшие годы, но, я думаю, даже на десятилетия вперед. Третье – продовольственная безопасность. Почти половину продовольствия, которое мы производим, можем экспортировать в другие страны мира. А это те факторы, которые будут реально обеспечивать благополучие граждан.

Андрей Савиных

Перспективы диалога с Западом и переориентация контактов

Беларусь выступает за открытый честный инклюзивный диалог. Мы стоим на этих позициях и не хотим от них отказываться, потому что это фундаментальные ценности любого международного сотрудничества. Другой вопрос, что мы должны также понимать, что руководство стран коллективного Запада, которое находится под влиянием собственных элит, сегодня отказалось от этого диалога. И понятно, что такой диалог сейчас со странами Запада невозможен. Они явно решили использовать инструменты силы, инструменты экономического принуждения, санкции, любые другие формы давления, информационную войну и даже вооруженную угрозу для того, чтобы заставить своих оппонентов принимать те решения, которые для них выгодны. Конечно, в этой ситуации нет смысла призывать их к диалогу. Но это не отменяет того, что если мы пройдем этот тяжелый период, то все равно будем вынуждены вернуться к нормальному международному взаимодействию на хороших фундаментальных гуманистических принципах. И мы об этом говорим, когда заявляем о своей приверженности традиционным формам дипломатии.

Но есть еще одна особенность, которую я хотел бы подчеркнуть: в этих странах есть большое количество хорошо образованных людей, которые далеко не всегда согласны ни со своими элитами, ни со своими правительствами.

Буквально недавно мы принимали председателя Контрольной комиссии Коммунистической партии Швейцарии Давиде Росси. Это профессор, очень образованный разумный человек, с которым мы обменивались мнениями по содержанию текущего кризиса. Он рассказал очень много интересного о том, что происходит в Швейцарии, которую можно отнести к одним из самых богатых стран западного сообщества. И мы видим, что эти люди заинтересованы в нормальном диалоге, заинтересованы в том, чтобы узнать, что реально происходит в Республике Беларусь, хотели бы установления дружеских отношений. Их голоса в странах Запада сегодня не слышны. Фактически их игнорируют. Но это не значит, что их голоса не имеют значения. Поэтому сейчас мы в большей степени переключаем свое внимание с диалога с правительственными структурами, которые явно заняли конфронтационную позицию, на диалог с общественностью, организациями, с людьми, которые реально представляют народы этих стран.

Кстати, безвиз – это как раз хороший пример. Потому что не политики из Варшавы будут ездить по этим безвизовым правилам, а простые люди, которые трудятся на земле, и которые готовы приехать к своим родственникам или просто знакомым в Беларусь для того, чтобы решить какие-то свои житейские проблемы. И также общение происходит на парламентском уровне. Все-таки парламент – это прежде всего институт народного представительства. И мы хотим даже в этих рамках обеспечить диалог между народами для того, чтобы сохранить связи, сохранить ростки взаимопонимания, именно думая в долгосрочной перспективе на 5-10 лет.

Происходит не только переориентация наших контактов, но и переориентация вообще глобального сотрудничества между странами, которые принято называть «развивающими». Это немного, может быть, устаревший термин, но тем не менее он объединяет в своем понятии подавляющее большинство государств, более 120. И буквально недавно парламентская делегация Беларуси участвовала в сессии Парламентского измерения Движения неприсоединения, которое было создано по инициативе и предложению  Азербайджана и президента Ильхама Алиева, и которое предлагает себя как очень интересную свободную площадку для обмена мнениями и координации усилий развивающихся стран (а это подавляющее большинство по количеству мирового населения и объемам валового внутреннего продукта). Мы приняли там участие. Голос Беларуси звучал достаточно явственно. И мы связываем с этой организацией определенные планы на будущее.

Вне всякого сомнения, это площадка, где мы можем выстраивать взаимопонимание и разговаривать о том, на каких принципах будет работать многополярный мир после развала глобального проекта. Потому что мы должны понимать, как будут сотрудничать государства, как будет осуществляться торговля, научное, университетское и любые другие формы сотрудничества.

Это только одна из таких площадок. Мы смело можем добавить к ним Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС как вновь создаваемую организацию, а не просто движение или понятие. И также Парламентскую организацию Движения неприсоединения. И много других таких международных организаций, которые прежде всего реализуют интересы третьего мира.

Появится ли коллективный Восток?

В публичном пространстве, в информационном пространстве принято говорить яркими красивыми запоминающимися фразами. И если появится понятие «коллективный Восток», то это может быть оправданно, чтобы обозначить: раз есть коллективный Запад, то будет и коллективный Восток. Но мы должны также учитывать, что коллективный Восток – это все-таки 2/3 планеты, если не больше. И интересы этого Востока могут очень сильно отличаться. Почему? Потому что мы видим одну парадигму развития в Латинской Америке и совершенно другую в Юго-Восточной Азии, в районе тихоокеановского пространства. Поэтому, наверное, говорить так преждевременно. Но это вполне возможно.

Новые центры силы

Сегодня мы можем говорить, скорее, о формировании пяти-шести центров влияния, центров силы, макрорегионов. И, кстати, 2/3 из них будут находиться на территории коллективного Востока.

Более-менее уже понятно и очевидно, что таким  макрорегионом будет Китай. Вне всякого сомнения, Индия, имеет хорошие перспективы. В качестве региональной державы пытаются укрепить свои позиции Турция, Бразилия. Безусловно, таким центром силы станет Россия в совокупности со странами-союзниками Евразийского экономического пространства, со странными – членами ОДКБ. И дальше начинаются спекуляции. Другие расклады сегодня предсказать не может никто. Мы говорим о том, что в БРИКС подали заявки Аргентина, ЮАР. Очень серьезной и интересной страной является Индонезия. В рамках ШОС формируется тоже определенная архитектура взаимодействия стран. И получается, все, что я назвал, эти объединения принадлежат к так называемому коллективному Востоку. А с другой стороны на обломках коллективного Запада мы видим, что, скорее всего, сохранится 2 центра – это Соединенные Штаты Америки и в какой-то форме как сетевая держава Великобритания. Диспропорции в мире будут нарастать, и влияние государств будет очень сильно изменяться.

Когда завершится формирование макрорегионов, на этот вопрос сегодня не смогут дать ответ даже лучшие научно-исследовательские институты. Но я попробую это сделать для ваших слушателей с оговоркой, что это не является научной оценкой, это мое личное мнение. Я думаю, что вот такой системный процесс перехода к многополярному миру через серьезный кризис, с достижением дна этого кризиса и последующей тенденцией к возрождению, произойдет в ближайшие 5 лет. Не более. Мы живем сейчас в быстрое время. Сейчас каждый год приносит даже больше событий, чем раньше происходило за пять, а то и 10 лет. Мы должны это понимать и готовиться к такой очень серьезной международной динамике.

Андрей Савиных

Место Беларуси в мировых процессах

Мы говорили о главных факторах, которые будут иметь ключевое значение для обеспечения будущего. Это безопасность военная,  безопасность энергетическая и продовольственная. Можно еще назвать несколько факторов, но наиболее устойчивое и благополучное будущее для Беларуси я вижу исключительно в рамках Союзного государства и Евразийского союза, который мы формируем как самостоятельный макрорегион. Причем задача Беларуси, как минимум, войти в ядро этого макрорегиона, поскольку именно этот статус позволит нам обеспечить максимально благоприятные условия для развития и промышленности, и науки, и образования или того, что называется укреплением и увеличением человеческого капитала в нашей стране.

Более того, человеческий капитал – это главный ресурс, который будет нужен экономике 21 века, экономике шестого уклада. И это то, чем мы реально обладаем. У нас не столько нефть, сколько люди.

Мы не просто часть большого Евразийского пространства, мы войдём в ядро этого пространства. И это важное качественное преимущество, которое мы обязаны обеспечить. И мы работаем в этом направлении достаточно серьезно. Причем я здесь беру не только 28 программ, но и различные инфраструктурные проекты, которые, как минимум, лет 10 развиваются в Республике Беларусь. И это удивительная вещь: очень многие инициативы, которые мы реализуем, очень многие процессы, которые были начаты в Беларуси 10-15 лет назад по инициативе Президента Беларуси, очень многими людьми не воспринимались и не находили понимания. Им казалось, что это какое-то излишество или, может быть, даже неэффективная растрата денег. А сейчас, по прошествии времени, мы видим, как это вырастает в системные факторы выживания.

Период, в котором мы находимся, очень сложный. Но те факторы и те условия, которые сформировались в Беларуси, просто прекрасные по сравнению с теми проблемами, которые есть в других регионах. Причем я не хочу сказать, что у нас все проблемы решены. Сейчас в сложной ситуации будет весь мир. Но если посмотреть и сравнить условия, в которых вынуждены действовать другие государства, то ситуации в Беларуси можно в определенном смысле позавидовать.

Что на самом деле означают европейские инвестиции?

Мы привыкли часто повторять, что нам нужны прямые иностранные инвестиции из-за рубежа. Но и по большому счету в рамках той системы, которая была нам навязана, у Беларуси существовал запрет на развитие за счет собственных денежных ресурсов. Только за счет прямых иностранных инвестиций и тех денег, которые мы сможем накопить за счет экспорта.

Но что такое прямая инвестиция? Она же приходит только в высокодоходные сектора. Получается, что наиболее высокодоходное предприятие мы должны отдать какому-то «заморскому дяде»? И еще при этом мы подписали соглашение о свободном вывозе капитала. Но это же, согласитесь, противоестественно. Гораздо лучше выстроить в рамках Союзного государства, в рамках своего марорегиона какую-то свою денежную, финансовую политику, чтобы мы могли развиваться за счет собственных финансовых средств. И такие возможности у нас сейчас есть, но нужно принять серьезные решения. Беларусь одна решить эту проблему не сможет.

Начинать нужно с создания собственной региональной суверенной валюты, которая будет способствовать промышленному и человеческому развитию в наших странах. Это первое. Второе, нужно создавать механизмы финансирования таких важных отраслей, как сфера образования, университеты и научное сотрудничество, развитие научно-технических вузов, инженерной школы. Вот это станет основой для развития новой промышленности. IT-сектор сюда будет вписан, как один из неотъемлемых инструментов. Также можно добавить биотехнологии, робототехнику и массу других вещей, и это будет основой развития человеческого капитала и нового технологического уклада. И, конечно, нужно выравнивать уровни потребления за счет более высоких налогов на предметы роскоши.

Я хотел закончить на позитивной ноте, потому что мы все-таки должны с оптимизмом смотреть в будущее. Но при этом помните, что единство нашей политической нации, единство наших граждан – это важнейшие условия прохождения этого тяжелого периода. А дальше – это наши союзники, наши друзья, страны, с которыми у нас традиционно доброжелательные хорошие отношения. И мы со всем справимся, вне всякого сомнения.

Источник: radio 1