Обострение отношений между Россией и Украиной началось с того, что главком Вооруженных Сил Украины сообщил о том, что Россия якобы стягивает свои войска к границе с Украиной. На следующий день Зеленский обвинил Россию в «игре мускулами» на границе, а затем представитель Украины в Трехсторонней контактной группе признал, что грядущее участие Украины в маневрах НАТО – это отработка плана войны с Россией. В министерстве обороны США заявили, что «в случае эскалации страна не оставит Украину наедине с противником».
Гости программы «ОбъективНо» на ОНТ – председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Андрей Савиных и политолог Петр Петровский – дали свою оценку этим событиям.
Всю дискуссию смотрите в видео.
Ситуация в Украине – отражение глобального процесса борьбы за зоны влияния
Андрей Савиных: Возьмем ситуацию в Нагорном Карабахе. Она разрешилась каким образом? Позиции России в данном регионе усилились. Возможности для военного конфликта и раскручивания спирали нестабильности у заокеанских партнеров сократились фундаментально. По сути дела, и позиции Турции усилились не намного по сравнению с тем, что было.
Я хочу сказать, что такого рода решения – это обоюдоострые конфликты. И на них идут в крайнем случае. Мне кажется, что то, что мы имеем в Украине, это не столько обострение ситуации, поскольку она и так находится на негативном уровне, это, скорее, отражение глобального процесса. Мир борется за свои зоны влияния. Сверхдержавы включились в эти гонки.
Идет масштабная кампания по дискредитации, скажем так, имиджа России. Она осуществляется с помощью Навального, с помощью Украины и так далее. Здесь украинское руководство пытается воспользоваться ситуцацией в своих интересах. На фоне этой кампании Украина решает свои мелкие проблемы.
Недавно министр финансов Марченко сказал, что Украина без кредитов МВФ будет чувствовать себя некомфортно. Гениальная красивая дипломатическая фраза, которая говорит о том, что государственные финансы находятся в критическом состоянии. И может произойти или дефолт, или очень серьезный финансовый кризис, когда государство не сможет выполнять свои обязательства. Что нужно? Нужно получить деньги. Кто заведует МВФ? Кто имеет максимальное влияние? – США. В результате украинский истеблишмент начинает делать определенные шаги, которые, по их мнению, должны понравиться американцам.
Конфликт – это выгодный сценарий для украинского руководства
Ведущий: С одной стороны они ждут денег от МВФ, с другой, говорят про вступление в НАТО. Они не хотят говорить, что по канонам НАТО 2 % надо тратить на вооружение. Соответственно, эти деньги МВФ могут благополучно перетечь в карманы НАТО…
Андрей Савиных: Расскажу такую специфическую историю. В свое время, когда Украина брала курс на подписание соглашения об ассоциации с ЕС, у меня был вопрос к украинскому эксперту: “Зачем? Вы же полностью уничтожаете свою собственную промышленность. Этот ход вам ничего не даст, но вы сможете потерять традиционные для себя рынки сбыта в странах СНГ, ЕАЭС”. Он ответил очень интересно, что у них создалась такая олигархическая система управления экономикой, когда олигархи борются за оставшиеся куски государственной собственности и пытаются их поделить. Если Украина вступает в ЕАЭС, то там будут правила, и туда сможет прийти и белорусский, и российский бизнес, и придется где-то поделиться. А если они декларируют возможность вступления в ЕС (они все прекрасно понимают, что это невозможно и через 10, и через 20 и 30 лет), то можно сделать красивый лозунг, и под этот красивый лозунг продолжать делить оставшуюся госсобственность”.
Проблема заключается в том, что, похоже, Украина не заинтересована искать решение конфликта в рамках не только Минской группы, но в любых других механизмах.
Ведущий: То есть попытка поменять столицу – это не проблема Минска?
Андрей Савиных: Да, это проблема Украины. Затянуть процесс и свести его на нет. Почему? Действительно есть много факторов, которые указывают на то, что конфликт – это более выгодный сценарий для украинского руководства. Он позволяет отвлечь внимание от разрушения основных государственных институтов самой Украины и надеяться на какое-нибудь чудо. Второй момент, который мы должны учитывать, все-таки украинский истеблишмент несамостоятельный. И г-н Шевченко подтвердил тезис о том, что идет большой конфликт сверхдержав.
Ведущий: Что для вас является примером того, что они несамостоятельные?
Андрей Савиных: По логике вещей, зачем постоянно педалировать тезис о том, что в Донбассе Россия воюет с Украиной? Это ведь действительно не так. Реально часть Украины откололась от основного государства, потому что не согласна с проводимой политикой. И решать эту проблему надо, может быть, даже не в Минске. Эти вопросы должны решаться путем прямого диалога внутри Украины между Киевом и Донбассом. Если, конечно, хочется их решить. И это тяжелый и болезненный путь. Это путь, который потребует компромисса с обеих сторон. Но это единственно возможный путь. А они не хотят это признавать. И отказываться от посредников не надо. Главное – желание решить конфликт.
В целом по региону я бы не стал делать оптимистичных прогнозов. И не хочется делать пессимистичных. Я думаю, мы будем очень долго балансировать в ситуации, когда и война возможна, и возможны какие-то другие решения. Если все будет, как я представляю, то мы пройдем довольно тяжелый период, но удастся большой войны избежать.
Формирование крупного макрорегиона будет происходить с участием Украины
Ведущий: Славянская тройка Беларусь, Россия, Украины – она окончательно развалилась? Или еще есть шанс в этом геополитическом пространстве договориться?…
Андрей Савиных: История никогда не ставит финальную точку. Всегда многоточие. Всегда будут происходить какие-то метаморфозы. Возможно, что-то и на Украине изменится определенная архитектура государственного устройства. Но я убежден, что формирование крупного макрорегиона, экономического, политического и военного, так или иначе, будет происходить с участием Украины или хотя бы большей ее части.
Мы всегда должны принимать во внимание временной фактор. Та тенденция, которая будет развиваться в ближайшие два года, может совершенно противоречить результату в 3-5 лет.
Источник: ОНТ