16 апреля 2021 года состоялось заседание Палаты представителей, в ходе которого были приняты 11 законопроектов.
В первом чтении депутатский корпус рассмотрел три проекта законов
«О туризме»
Министр спорта и туризма Республики Беларусь Ковальчук С.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Михалюк П.Р. представили проект Закона «О туризме».
Законопроект разработан в целях совершенствования механизма ведения туристической деятельности на территории Республики Беларусь, а также улучшения правового положения граждан, являющихся потребителями туристических услуг.
Данный законопроект базируется на нормах действующих нормативных правовых актов, учитывает особенности современного состояния общественных отношений в сфере туризма, динамику их развития.
В частности, законопроектом предлагается существенно обновить и дополнить понятийный аппарат, определить полномочия Совета Министров Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма, местных исполнительных и распорядительных органов, местных Советов депутатов в сфере туризма.
Одним из правовых новшеств законопроекта является введение институтов финансового обеспечения ответственности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере международного выездного туризма.
Законопроектом предусматривается три формы этого обеспечения, носящие вариативный характер:
- вступивший в силу договор добровольного страхования ответственности туроператора за причинение имущественного вреда заказчику (участнику туристической деятельности) в связи с наступлением случаев невозможности исполнения туроператором обязательств по договору оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма;
- вступивший в силу договор между туроператором и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией), содержащий обязательство перед туроператором обеспечить надлежащее исполнение его обязательств по договору оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма путем выдачи банковской гарантии;
- участие туроператора в формировании фонда ответственности туроператоров.
Ряд нововведений направлен на повышение ответственности туроператоров за исполнение обязательств по реализации туров. Законопроектом установлено, что по договору оказания туристических услуг исполнителем является туроператор, сформировавший тур, что программа туристического путешествия должна содержать, в том числе, информацию о туроператоре, сформировавшем тур, и что субъекты туристической деятельности обязаны предоставлять участникам туристической деятельности информацию о туроператоре, сформировавшем тур, наличии у этого туроператора финансового обеспечения гражданской ответственности, а также о порядке обращения за возмещением имущественного вреда в связи с наступлением случаев невозможности исполнения туроператором своих обязательств по договору оказания туристических услуг.
Еще одна новация — закрепление возможности заключения договора оказания туристических услуг в электронном виде.
Законопроект предполагает изменения и в части одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг. В связи с этим дополнительно закреплены необходимость подтверждения исполнителем фактически понесенных расходов, обозначения в документах их источника, последствия этого неподтверждения.
Кроме того, законопроектом регламентирован претензионный порядок регулирования споров, направленный на упорядочение действий по разрешению возникших конфликтных ситуаций.
Более полное регулирование получили вопросы, связанные с формированием и ведением реестра субъектов туристической деятельности. Законопроектом расширен перечень сведений о субъектах туристической деятельности, необходимых для включения в реестр, установлены сроки направления соответствующей информации для включения в реестр, внесения изменений в сведения, в нем содержащиеся, и исключения сведений из реестра.
Наряду с этим законопроектом предусмотрены нововведения по вопросам экскурсионного обслуживания. В частности, закреплена возможность заключения договора оказания экскурсионных услуг в электронном виде, установлен запрет на осуществление экскурсионного обслуживания без прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсовода, гида-переводчика, регламентировано использование аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсии).
«Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности»
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам: «Сегодня в первом чтении обсуждали законопроект «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности».
Законопроектом предлагается внести изменения в
Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», обусловленные необходимостью совершенствования отдельных его норм с учетом практики их применения, а также в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предусматривается:
- совершенствование условий, при соблюдении которых лицо может осуществлять адвокатскую деятельность. При этом:
- исключается требование об обязательном наличии у лица, намеревающегося стать адвокатом (далее — претендентом), трехлетнего стажа работы по специальности;
- дифференцируются сроки прохождения стажировки претендентом в зависимости от наличия у него стажа работы (службы) по специальности;
- устанавливается предельный 6-месячный срок подачи претендентом, прошедшим стажировку, заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена с целью получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности. Претендента, не подавшего в указанный срок заявления, предлагается считать не прошедшим стажировку;
- вводится упрощенный порядок прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена претендентов из числа бывших судей, прокуроров и других работников правоохранительных органов, т.е. лиц, уже имеющих опыт юридической работы, кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих ведомств;
- закрепляется требование о том, что адвокаты вправе приступить к осуществлению адвокатской деятельности только после принесения присяги;
- уточняются вопросы проведения аттестации адвоката. Для определения возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей предлагается проводить очередные и внеочередные аттестации;
- совершенствование организации работы адвокатов. При этом предлагается упразднить деятельность адвокатов в составе адвокатских бюро и индивидуально. Единственной организационной формой осуществления адвокатской деятельности будут являться юридические консультации.
Предлагаемый подход позволит обеспечить создание равных условий осуществления адвокатской деятельности для всех адвокатов, укрепление единого статуса адвоката, а также оказание на должном уровне юридической помощи.
Также закрепляется возможность перехода адвокатов, работающих индивидуально или в адвокатском бюро, в юридические консультации для продолжения своей деятельности:
- обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами, для наиболее уязвимых категорий граждан и расширение случаев безусловного оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов. Возможность бесплатного получения юридической помощи предлагается предоставить, например:
- инвалидам боевых действий на территории других государств;
- родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет;
- родителю в неполной семье;
- пенсионерам и инвалидам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан;
- законным представителям граждан, признанных судом недееспособными.
В настоящее время указанным категориям граждан юридическая помощь оказывается бесплатно по решению коллегий адвокатов; расширение возможностей для оптимального взаимодействия Министерства юстиции, как органа государственного управления, осуществляющего регулирование адвокатской деятельности, и органами адвокатского самоуправления.
При этом устанавливается, что регулятор будет праве не только осуществлять любые проверочные мероприятия, но и при необходимости влиять на формирование органов адвокатского самоуправления, а также принимать участие в их работе (например, согласование кандидатур претендента для приема в качестве стажера адвоката; внесение предложений по кандидатуре в состав советов территориальных коллегий адвокатов и кандидатуре для избрания на должность председателя территориальной коллегии адвокатов; осуществление контроля за соблюдением адвокатами, коллегиями адвокатов, юридическими консультациями законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвоката, законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, требований иных актов законодательства).
«Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»
О.Л.Слижевский также доложил о проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (содокладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В.).
Законопроект направлен на совершенствование с учетом практики применения действующего законодательства, законодательного опыта зарубежных стран, а также проведенных научных исследований норм Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предлагается:
- введение уголовной ответственности за:
- умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, совершенные в том числе в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;
- распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение;
- участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности;
- неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий, совершенное лицом, которое в течение одного года после наложения двух административных взысканий за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий;
- неисполнение решения о признании организации экстремистской и о приостановлении ее деятельности;
- управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания;
- налоговое мошенничество;
- усиление уголовной ответственности за:
- клевету;
- призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
- умышленные несанкционированное копирование, перехват компьютерной информации либо иное неправомерное завладение компьютерной информацией, повлекшие причинение существенного вреда;
- сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка;
- насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности;
- насилие либо угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга;
- насилие в отношении судьи, народного заседателя или их близких с целью воспрепятствования законной деятельности судьи или народного заседателя или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за осуществление ими правосудия;
- оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей;
- публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения лицу или причинение ущерба в крупном размере;
- надругательство над государственными символами;
- дискредитацию Республики Беларусь;
- умышленное блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее причинение ущерба;
- уклонение от уплаты налогов, сборов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере;
- гуманизация уголовной ответственности путем:
- исключения из Уголовного кодекса Республики Беларусь ряда статей и составов преступлений, которые носят формальный характер, охватываются применением иных мер воздействия, предусматривают административную преюдицию;
- изменения правил зачета сроков содержания под стражей при назначении уголовного наказания;
- предоставления возможности применения отсрочки и рассрочки уплаты штрафа;
- закрепления возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера.
Парламентарии также приняли во втором чтении восемь законопроектов, которые были приняты в первом чтении на заседании Палаты представителей 2 апреля 2021 года:
«О недопущении реабилитации нацизма», «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» (докладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.);
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.);
«Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.);
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» (докладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н.);
«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Шевчук Н.Н.);
«Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Кананович Л.Н).
Источник: house.gov.by