Депутаты на нынешней сессии приняли в первом чтении Кодекс об образовании. Стратегический документ, который некоторые эксперты сравнили с профильной Конституцией. Касается он едва ли не каждого жителя нашей страны, поэтому немудрено, что к обсуждению предлагаемых норм подключились не только специалисты, но и родители. Развернулись целые дискуссионные площадки.
Прокомментировал некоторые резонансные нововведения и депутат Палаты представителей Национального собрания Андрея Савиных.
Об актуальности обновления Кодекса об образовании
Андрей Савиных: Кодекс об образовании, на мой взгляд, — один из главных законопроектов. Имеющий принципиальное значение. Образование является системообразующей основой любого государства и общества. Поэтому от качества образования зависит то, как будут идти дела в нашем государстве. Неспроста все без исключения депутаты, все постоянные комиссии активно включились в работу по его обсуждению. Наша задача при поступлении законопроекта в первую очередь посмотреть на сочетание интересов различных социальных групп, сделать закон сбалансированным. Для того чтобы создать максимально удобный для использования кодекс, мы в своем округе собрали предложения из всех школ, дошкольных учреждений, специальных учебных заведений, а затем обсудили их.
О пересмотре правил приема в гимназии
Ничто не мешает повышать качество образования в обычных школах. Но мы говорим о том, что, в принципе, у нас есть такая форма, как гимназия, где в общем-то этот уровень выше. Не потому, что мы создаем там тепличные условия с точки зрения системы образования, а потому что через экзамены туда попадают ученики, которые обладают, скажем так, большей мотивацией. Готовые очень активно работать и показывать лучшие результаты. Ведь в гимназию через этот стресс, испытания приходят более нацеленные на обучение дети. Я понимаю, когда педагоги-практики говорят, что им будет легче работать с такими детьми, если у них будет больше времени, если они смогут заниматься уже после семи лет.
Думаю, что в любой системе, которая обязана обеспечить всем без исключения общие, адекватные, равные условия, все равно должны существовать определенные возможности для наиболее мотивированных ребят работать по более серьезным программам.
Иначе зачем мы держим спорт больших достижений в нашей стране? Давайте отменим олимпийские сборные. Пусть у нас будут только физкультурники, если мы такой подход используем.
Есть еще один вопрос: в гимназии сейчас зачисляют и детей «по прописке». Но все это не предусматривает отбор. Давайте тогда гимназии отменим вообще. Зачем мы говорим, что гимназия — это нечто более качественное в силу каких-то других причин? Или мы сохраняем их как учебные заведения, в которых куются мотивированные кадры для страны, либо мы просто отказываемся и вводим уравнительный принцип: чтобы везде было для всех одинаково, а там кто как справится.
О шестом школьном дне и каникулах
Годовую нагрузку мы можем снизить не только за счет факультативных занятий по субботам. Я приведу пример, как учебный год организован в Голландии, Швейцарии, Турции. Ни в одной из них каникулы не длятся более двух месяцев. А почему у нас три месяца? Почему не сделать меньше? За ребенком же кто-то должен летом смотреть.
О возможности дистанционного обучения
Дело в том, что во время очной формы обучения ученики еще приобретают навыки социализации. С этим никто не спорит, и вся наша система образования заточена именно на предоставлении этого стандарта.
Другой вопрос, что случаются действительно экстраординарные случаи. Мы просто-напросто даем нашей системе образования возможность использовать дистанционное обучение в экстренных случаях.
При этом министерство, понимая, что социализация — фактор суперважный, попробует выстроить систему инструкций таким образом, чтобы использование этой формы не переходило разумные пределы. У меня тоже есть опасения, но без этого юридически нельзя.