10 июня 2021 г. в Палате представителей состоялись парламентские слушания на тему «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования».
В мероприятии приняли участие Министр образования Республики Беларусь Карпенко И.В., Председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь Гучок А.Е., члены Совета Республики, представители министерств и государственных комитетов, областных и Минского городского исполнительных комитетов, иных государственных органов, учреждений образования, предприятий и общественных объединений, студенты Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Борьба за интеллектуальные ресурсы планеты обостряется до предела
Открывая заседание, Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. отметил, что в эпоху глобализации борьба за интеллектуальные ресурсы планеты обостряется до предела. И в этих условиях перспективы обеспечения суверенитета, устойчивого развития и народного единства напрямую зависят от человеческого капитала. Поскольку главным критерием его качества является образование, то создание образовательной системы нового типа, способной гибко реагировать на вызовы времени, формулируется в настоящее время как ключевая государственная задача во всем мире.
Такая задача была поставлена и на VI Всебелорусском народном собрании. И участникам слушаний предстоит выяснить, насколько поправки, вносимые в Кодекс об образовании, отвечают потребностям дня нынешнего и что нужно делать в дальнейшем для достижения этой цели.
Говоря о необходимости перемен в образовании, В.П.Андрейченко отметил, что это не означает отказа от устоявшихся подходов в этой сфере, на практике доказавших свою эффективность. Такова принципиальная позиция Главы государства, которую разделяют все присутствующие в зале участники слушаний.
Следствием цифровизации экономики стала бурная кадровая революция
Следствием цифровизации экономики стала бурная кадровая революция, результатом которой стало исчезновение многих профессий или их замена искусственным интеллектом. Для повышения конкурентоспособности наших граждан на рынке труда необходимо уже сегодня активно перестраивать систему профессиональной подготовки, укрепляя связь образования, науки и производства, учитывая аспекты региональной политики и делая ставку на компетенции, востребованные экономикой знаний. Это, в свою очередь, потребует определенного смещения акцентов в содержании образования и организации учебного процесса, поскольку объем знаний в мире непрерывно увеличивается, и усваивать их традиционными методами становится практически невозможно.
Школа должна воспитывать гармонично развитую личность
В.П.Андрейченко сказал, что перед образованием стоит задача не только вооружить молодых людей определенным набором знаний, но и научить их творчески мыслить, самостоятельно ориентироваться в бесконечном информационном море, привить им потребность учиться на протяжении всей своей жизни. В этом плане сложно переоценить роль цифровых технологий, которые позволяют изобретать креативные образовательные модели и гибкие траектории обучения с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и устремлений обучающихся. Вместе с тем современные технологии нужно воспринимать не как панацею, а как инструмент, которым и педагоги, и их ученики должны научиться грамотно пользоваться, чтобы по-новому и с пользой организовать учебный процесс для всех его участников. Кроме того, как справедливо заметил Президент, мы не должны забывать и о том, что школа должна воспитывать гармонично развитую личность и достойного члена общества, а значит, формировать у подрастающего поколения не только профессиональные навыки, но и целостное восприятие мира. И здесь ничто не заменит живое общение наставника и воспитанника.
Огромная роль в формировании богатого внутреннего мира, развитого воображения, умения сопереживать другим и управлять собственными эмоциями — тех качеств, которые помогают консолидировать общество, укреплять гражданский мир и социальную стабильность — принадлежит циклу гуманитарных дисциплин, которые призваны привить подрастающему поколению правильное представление о духовно-нравственных ценностях, о долге, чести, патриотизме, о добродетелях и милосердии. И если мы говорим о качестве человеческого капитала, то тенденция ухода от гуманитарного образования, которую мы сегодня наблюдаем, должна нас настораживать. И если мы не исправим ситуацию, это может обернуться для страны издержками, покрыть которые не помогут никакие инвестиции.
Серьезное внимание подготовке педагогических кадров
Серьезное внимание следует уделить вопросам подготовки педагогических кадров, отметил В.П.Андрейченко. Случайных людей в этой профессии быть не должно. Ведь учителям приходится иметь дело с самой неизученной и непознаваемой материей — человеческой душой. Да и сама система образования — это живой и невероятно сложный организм, нормальное функционирование и развитие которого в огромной степени зависит от того, как складываются взаимоотношения трех ключевых институтов — государства, школы и семьи.
Говоря об истинной цели интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, Председатель Палаты представителей сказал, что она должна состоять в том, чтобы именно наши учебные заведения становились все более привлекательными для иностранцев. Только так мы сможем повысить свои ставки в борьбе за контроль над интеллектуальными ресурсами. А если уж говорить о сближении образовательных стандартов, программ и моделей обучения, то первоочередной задачей для нас здесь является укрепление всестороннего сотрудничества и гармонизация законодательства в области образования в рамках Союзного государства и других интеграционных образований.
В своем выступлении Министр образования И.В.Карпенко отметил, что национальная система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство. Сохраняются и будут оставаться неизменными основные принципы: государственная поддержка, справедливость и равный доступ к качественному образованию, целевой набор, гарантия первого рабочего места. Реализуется также важнейший принцип — «образование через всю жизнь». В проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании закреплен переход к всеобщему среднему образованию, который фактически уже реализован на практике.
По показателям в сфере образования Республика Беларусь прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран мира. О престижности и качестве образования свидетельствует и рост экспорта образовательных услуг. Более 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран выбрали для обучения учреждения образования Беларуси.
И.В.Карпенко проинформировал участников парламентских слушаний о том, что все сводные и целевые показатели Государственной программы «Образование и молодежная политика» за 2016-2020 годы выполнены. Однако происходящие в мире глобальные экономические и социальные изменения ставят перед национальной системой образования новые задачи. Основные направления эволюционных преобразований в отрасли заложены в проекте Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Важнейшей задачей образования, помимо подготовки кадров для рынка труда, всегда было воспитание гражданина, формирование высоконравственной личности, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны», — сказал Министр.
В настоящее время Министерство образования работает над созданием Фонда молодежных инициатив — информационной сети в интернете, через которую молодежь будет информироваться о новых проектах, мерах государственной поддержки, а также будет оказываться грантовая поддержка молодежным инициативам.
Семейное воспитание
По-новому будет организовано семейное воспитание, и организующим началом должна стать школа. Это планируется осуществить в рамках реализации проекта «Родительский университет», а также иных инициатив. Эти аспекты нашли отражение в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021 — 2025 годы, а также в проекте Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, проекте Государственной программы патриотического воспитания населения, одним из разработчиков которой является Министерство образования. По озвученной информации эти документы будут еще обсуждаться. Но уже сейчас их отдельные положения находят реальное воплощение в системе образования.
Создание национальной системы оценки качества образования
Глава ведомства также рассказал о необходимости создания национальной системы оценки качества дошкольного образования, новых подходов к итоговой аттестации учащихся (изменения затронут выпускные IX и XI классы), реализации индивидуальных образовательных программ в развитии профессионального образования, изменении формата вступительной кампании, исходя из преимуществ тестирования и собеседования.
История белорусской государственности
В области высшего образования произойдет обновление содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в направлении формирования гражданских и патриотических позиций специалистов вне зависимости от специальности. В частности, среди обязательных для изучения дисциплин планируется ввести «Историю белорусской государственности».
«Однако можно создать самую современную материально-техническую базу, самые лучшие программы и учебники, но без педагога они будут безжизненны. Учитель, воспитатель, мастер, преподаватель, руководитель учреждения образования по-прежнему будут оставаться ключевыми фигурами в системе образования», — убежден И.В.Карпенко.
В обсуждении темы парламентских слушаний также приняли участие ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» В.А.Богуш, генеральный директор открытого акционерного общества «Минский тракторный завод» В.М.Вовк, директор филиала «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» А.Е.Рыбак, заведующий государственным учреждением образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева» Т.Ю.Швецова, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно», член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию К.В.Капуцкая, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Радунская средняя школа» Вороновского района Гродненской области А.А.Черноус, педагог-организатор государственного учреждения образования «Гимназия № 39 г. Минска» А.В.Плыгавко, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Межисетская средняя школа» Могилевского района А.Н.Лобановский, директор учреждения образования «Национальный детский технопарк» С.М.Сачко.
Они отразили такие темы, связанные с функционированием и развитием системы образования, как совершенствование образовательного процесса в учреждениях высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, взаимодействие организаций реального сектора экономики с учреждениями профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров, организация опережающей подготовки кадров в колледжах, современные тенденции развития системы дошкольного образования, повышение качества образовательного процесса в учреждении общего среднего образования, современная школа как центр патриотического воспитания подрастающего поколения, роль молодежного движения в формировании гражданской ответственности обучающихся, роль воспитательного потенциала школы в формировании личности гражданина-патриота, возможности дополнительного образования в продвижении и развитии навыков и умений одаренных детей и молодежи.
Депутаты о своем видении дальнейшего совершенствования системы образования
В ходе развернувшейся дискуссии депутаты Палаты представителей и другие участники слушаний смогли высказать свое видение дальнейшего совершенствования системы образования, внести предложения по проекту новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам: «Прозвучало много интересных мыслей и подходов.
Главный тезис, с моей точки зрения, – система образования – это первый и главный приоритет общества и государства.
Финансировать систему образования надо в первую очередь».
По результатам заседания Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке поручено доработать проект рекомендаций по итогам парламентских слушаний с учетом выступлений и поступивших предложений и внести его на рассмотрение Палаты представителей на текущей сессии. Также комиссии предстоит обобщить все материалы слушаний и разместить их на сайте Палаты представителей.
Источник: house.gov.by