Ситуация на российско-украинской границе продолжает накаляться. Украина, похоже, усиленно ищет врагов, в том числе в лице Беларуси. Чего только стоит заявление о необходимости переноса мирных переговоров из Минска. Продолжает звучать антибелорусская санкционная риторика. Ценность переговорного процесса уступает место воинственным заявлениям. Как далеко зайдут соседи в поисках врагов? Следим за событиями вокруг Украины и размышляем о белорусской внешнеполитической стратегии.
Не пора ли Минску вести себя жестче? И чем Беларусь мешает Украине? На эти вопросы ответили гости программы «ОбъективНо».
В студии – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по международным делам Андрей Савиных и директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александр Шпаковский.
Андрей Савиных: Внутри самой Украины начинают нарастать системные проблемы. Это финансовые проблемы, поставки энергоносителей, развитие инфраструктуры. И правительство, и президент не могут обеспечить прогресс ни по одному направлению, поэтому начинают скатываться к такому шоу: искать врагов вовне, искать причины, почему им не дают, делать определенные действия, просто для отвлечения внимания. Я бы сказал так: Украина не ищет врагов, Украина отвлекает внимание от собственных внутренних проблем.
Украина и НАТО: есть ли шансы?
Андрей Савиных: Парадоксально, но единственное, что помешало принять Украину в НАТО, так это статья, которая не позволяет де-юре принимать в члены НАТО страны с региональными конфликтами. Как раз здесь в своей логике противоборства Запад мог бы обойти это. Другой вопрос, что ни у НАТО, ни у США, которое являются системообразующим государством в этом военном блоке, по большому счету для этого нет ресурсов и нет необходимости. Потратить 100-200 млн на украинскую армию еще можно, но брать целиком такой проблемный регион и выкладывать миллиарды долларов для стабилизации его, это нереально. На одном из закрытых семинаров для высших военных чиновников было сказано: «Что такое НАТО для нас сегодня? НАТО для нас – это США, Польша и Румыния. Что делают все остальные, мы не совсем понимаем». Румыния – это фланг давления на Россию.
Ведущий: Насколько ситуация на Донбассе может стать реальным, горячим конфликтом? Литва, Польша, Украина – совершено не на дружественной позиции. Это заставляет пересматривать внешнеполитическую стратегию. То, что мы видим во Львове, – шоу настоящее. Сначала проводится тендер, выигрывает наш МАЗ. Потом говорят, что борьба с режимом и нужно поддерживать своих. Может надо жестко отвечать на такие выпады?
Обострение конфликтов
Андрей Савиных: Надо понимать один важный момент. Мы находимся в периоде развития всего человечества, когда идет не урегулирование, не снижение напряженности, а, наоборот, углубление и обострение. Мы в серьезном кризисе. Многополярный мир требует передела зон влияния. И сейчас как раз этот передел зон и осуществляется. Поэтому я думаю, что в ближайшие годы мы будем видеть обострение этих отношений. Этот процесс, с моей точки зрения, поменяет содержание внешней политики всех стран нашего региона и мира в целом. И тот факт, что на самом высшем внешнем уровне мы задумываемся о содержании своей внешней политики, говорит о том, что мы понимаем эти процессы и держим руку на пульсе.
Прагматичный подход
Ведущий: На минувшей неделе обсуждали вопросы, какое посольство усиливаем, а какие упраздняем в силу того, что это не имеет экономической и политической целесообразности. Как вам такой подход?
Андрей Савиных: Подход абсолютно прагматичный. Мы не определяем судьбы мира как государство. Для нас всегда были, есть и останутся главными целями – благополучие наших граждан и создание благоприятных внешних условий для внутреннего социально-экономического развития страны. Вот это главный принцип белорусской внешней политики.
Ведущий: Как только прошла новость, пошли различные комментарии… «это попытки угодить Москве» … и так далее….
Андрей Савиных: Вы не путайте пропагандистские клише с реальной политикой. Это две большие разницы. Это даже не стоит обсуждать. Мы нацелены на получение максимальных результатов на тех направлениях, которые считаем наиболее перспективными. И если, условно говоря, страны коллективного Запада не готовы вести с нами открытый нормальный диалог, а обуславливают его различными требованиями, дополнительными условиями, то мы никого не можем заставлять. Это открытый переговорный процесс.
В отношении закрытия посольств хочу вспомнить народную пословицу: «Друга держи близко, а врага еще ближе». Здесь нужно будет соблюдать определенный баланс. Я уверен, что МИД предложит разумное и выверенное решение.
Источник: ОНТ