18 декабря 2020 года на вечернем заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетных законопроектов на 2021 год.
«О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2021 год»
В двух чтениях был принят проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2021 год», который представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.
В законопроекте определены источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливается порядок исполнения бюджета фонда.
Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 19 120,4 млн. рублей или 108,9 процентов к бюджету фонда за 2020 год.
Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан 98,1 процента или 16 841,9 млн. рублей.
С текущего года установлена уплата обязательных страховых взносов за военнослужащих, проходящих срочную военную службу. Таких поступлений на 2021 год предусмотрено в сумме 1,3 млн. рублей (менее 0,01 процента).
Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 192,9 млн. рублей (1,1 процента).
Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 325,3 млн. рублей. Наибольший удельный вес 58,2 процента в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 189,4 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 135,9 млн. рублей.
Субвенция из республиканского бюджета в бюджет фонда планируется на уровне 1630,0 млн. рублей, основная масса которых это расходы, которые согласно законодательству, осуществляются из республиканского бюджета.
Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 18 787,6 млн. рублей.
Основная часть расходов бюджета фонда (78,8 процента) в сумме 14 810,6 млн. рублей направляется на финансирование пенсионного обеспечения.
Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 3 688,1 млн. рублей или 19,6 процента расходов бюджета. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.
В целом, бюджет фонда на 2021 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 332,8 млн. рублей, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.
«Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»
Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М. выступили с докладами по проекту Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь», который был принят в двух чтениях.
Вносимые законопроектом изменения направлены на приведение Кодекса в соответствие c Жилищным, Банковским и Трудовым кодексами, законами и указами Президента Республики Беларусь.
В частности, с 2021 года законопроектом предлагается:
- индексация ставок земельного, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в целях адаптации их к инфляционным процессам;
- увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 15 процентов;
- сокращение перечня продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов;
- установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий;
- отмена взимания единого налога на вмененный доход;
- увеличение с одной до двух базовых величин ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и сбора за осуществление ремесленной деятельности.
В рамках консолидации бюджетных средств в условиях необходимости изыскания дополнительных средств для борьбы с короновирусом, в том числе вакцинации и дополнительного стимулирования медицинского персонала, работающего с инфицированными COVID-19, проектом Закона предусматривается:
- налогообложение налогом на прибыль по ставке 30 процентов операторов сотовой подвижной электросвязи, назначенного в оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь, а также прибыли коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций;
- налогообложение подоходным налогом по ставке 13 процентов доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;
- предоставление права Минскому городскому Совету депутатов на увеличение ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц до четырех раз, областным Советам депутатов — до двух раз.;
- увеличение с 0,7 процента до 1,5 процента ставки арендной платы и земельного налога за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров;
- введение местного сбора за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь.
В связи с согласованным Правительством с Палатой представителей решением по отмене государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении законопроектом предусмотрен переход к взиманию транспортного налога с организаций и физических лиц.
«О республиканском бюджете на 2021 год»
Министр финансов Республики Беларусь также представил проект Закона «О республиканском бюджете на 2021 год», с содокладом выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.
Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2021 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.
Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2021 году будет являться обеспечение макроэкономической сбалансированности, социальная защищенность населения и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.
Доходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год предусматриваются в сумме 23 303,5 млн. рублей, что на 1470,4 млн. рублей (или 6,7 процента) больше ожидаемого исполнения 2020 года.
Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год сформированы в сумме 27 350,5 млн. рублей, или 105,2 процента к ожидаемому исполнению 2020 года.
В 2021 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.
В 2021 году усилится социальная направленность расходов бюджета.
В приоритете финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 341,5 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
На 2021 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 4046,9 млн. рублей.
Источник: house.gov.by