В мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь на пресс-конференции на тему “Развитие кооперационных связей Беларуси и Нижегородской области” выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Национального собрания Беларуси, зампред Парламентского собрания Беларуси и России Андрей Савиных.
Углубление контактов на местном уровне
Механизм регионального взаимодействия между областями Беларуси и субъектами Российской Федерации – это и есть главный рычаг интеграции. У крупных предприятий республиканского уровня давно налажены эти контакты, но когда мы приходим в район, к местной власти, мы постоянно совершаем новые открытия и постоянно видим новые возможности. Более того, я полагаю, что это работа очень хорошо ложится на деятельность Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Там эти вопросы тоже рассматриваются принципиальным образом, и там ставится задача выработать постоянно действующий механизм, который будет сближать, предоставляя возможности региональным структурам найти партнеров, установить взаимовыгодные контракты буквально во всех областях деятельности.
Мы идем от культуры, от социальных отношений, от туризма к промышленной, производственной кооперации. Здесь главное выстроить механизмы, которые будут поддерживать усилия этих предприятий.
Единый круг обмена информацией и поддержки контактов
Проблема всегда в распространении информации, выяснении тех возможностей, которые существуют. Важно формировать атмосферу доверия и предсказуемости для этих контактов.
Большую роль могли бы сыграть депутаты. Причем, когда мы говорим о Палате представителей, мы также имеем в виду и прямые связи белорусских депутатов с депутатами Государственной Думы. Они же тоже представляют конкретные регионы и могут оказать здесь серьезную поддержку, поскольку они пользуются уважением и влиянием на местах.
Кроме этого мы должны задействовать торгово-экономические службы наших посольств. Такая торговая экономическая служба существует в Минске и работает очень эффективно, очень предметно и конкретно.
Белорусская торгово-экономическая служба насчитывает вообще 11 представительств в разных регионах Российской Федерации. Это Санкт-Петербург, Ростов, Нижний Новгород, Калининград. Мы должны их включить в этот единый круг обмена информацией и поддержки контактов, тогда мы увидим новые открытия и новые возможности.
Наша задача сформировать очень плотный слой прямых контактов на уровне предприятий и местных органов власти, местных регионов, которые выстроят совершенно новую архитектуру, сетевую культуру экономических, культурных и социальных взаимоотношений.
Нижегородской области – это своего рода локомотив. Это область, регион, который идет первым. И на их опыте мы видим ошибки и получаем очень ценную информацию, которую потом сможем растиражировать на другие регионы России и Беларуси, подключая все больше и больше областей Беларуси и российских субъектов Федерации. Важно посмотреть, что лучше всего работает, что дает максимальный эффект, и использовать это как принцип, как механизм работы. Подобная работа даст десятки процентов роста и товарооборота, и прямые связи, и прибыли.
Консолидация экономического пространства
Другая очень важная задача, которую мы решаем, это консолидация нашего экономического пространства, чтобы убрать определенные лакуны, пустые места, восполнить их и иметь весь набор технологий, которые нам необходимы для экономического развития и функционирования всего нашего макрорегиона. Который может быть гораздо больше, чем просто Союз Беларуси и России.
Мы должны думать немножко наперед. Стратегическое мышление крайне необходимо для того, чтобы обеспечить устойчивость. Мы должны видеть конечную точку нашего движения. Я не могу сказать вам по срокам, но я убежден в том, что это Союз обречен на расширение. Потому что сегодня это прообраз интеграции, построенной на совершенно новых и принципах. Объединяются два суверенных государства, объединяются продуманным образом, с учетом интересов друг друга, формируя новый качественный уровень взаимоотношений, не теряя при этом управляемость общим комплексом, и создавая условия для роста.
Это опыт становится все более и более привлекательным для наших соседей, для стран, которые входят и в Евразийский экономический союз, в СНГ. Наша задача сегодня продвинуть нашу интеграцию таким образом, чтобы эти страны выстроились в очередь на вступление в Союз. Нам не надо их упрашивать. Нам надо показать качество работы и качество институционального регуляторного пространства, которые просто-напросто будут им крайне интересны и будут их вынуждать двигаться в нашу сторону. Вот это главная задача.
Экологическая составляющая
Как депутат 96-го избирательного округа города Минска, могу отметить, что только по моему округу отправлены в Нижегородскую область предложения по строительству завода по переработке по переработке бэушных шин, созданию установок по переработке шпал и столбов электрических, которые пропитаны креазотом.
Вот эти проекты имеют еще и экологическую составляющую, поскольку переработка всех этих промышленных товаров – это очищение окружающей среды прежде всего. У нас есть технологии, которые позволяют это сделать. Более того, мы видим также возможность замещения очень большого количества запчастей и компонентов, которые сейчас используют предприятия Нижегородской области. Ранее они импортировались из государств Европейского союза. Сегодня возможно замещение их аналогами из Республики Беларусь, которые будут делаться по качеству не хуже, а, может быть, даже лучше, чем то, чем пользовались раньше предприятий Нижегородской области.
Белорусские предприятия выступают провайдерами технологий
Мы говорим также о технологическом оборудовании для пищевой промышленности, для фармацевтической промышленности. И вот буквально недавно начали даже обсуждать вопрос строительства молокозаводов и создание линий по производству сыра и молочных продуктов. То есть спектр вопросов очень широк. И каждое новое обсуждение приносит новые возможности. И это очень позитивный момент, который поддерживает интерес.
Белорусские предприятия выступают провайдерами технологий, и они создают технологические линии замкнутого цикла, полностью от переработки сырья до выпуска потом конечной продукции, которую получают из этого сырья. И идея заключается в том, чтобы, учитывая, что сырье находится в регионах Российской Федерации, в данном случае в Нижегородской области, все эти производственные линии создавались и строились на территории России при нашем техническом сопровождении.
Идти от жизни: спрос рождает предложение
В нашем сотрудничестве нет ограничений по формам взаимодействия. Я не исключаю, что изначально проекты могут пойти по линии, когда технологическое оборудование делается в Беларуси, поставляется и запускается на территории Нижегородской области. Но, если мы видим, что спрос на это оборудование растет в геометрической прогрессии, то мы в принципе можем создать предприятие, которое при технической поддержке наших центров в Беларуси, такое оборудование будет потом тиражировать непосредственно на месте для того, чтобы облегчить и ускорить процесс внедрения. Здесь мы идем от жизни. Спрос рождает предложение, и возможности обеспечивают содержание этих контрактов.
Роль Африки
Африка становится полем экономического соперничества практически всех ведущих государств мира. Буквально все аналитики и эксперты прогнозируют, что экономический рост региона будет опережать другие части мира. И это очень важный момент. При этом рост населения в Африке тоже один из самых высоких в мире.
У Африки есть проблема платежеспособности, но при этом континент богат природными ресурсами. Западная модель, неоколониальная по своей сути, она сдерживала развитие региона, она высасывала оттуда экономические соки, ограничивала возможности и не давала Африке развиваться. Приход Китая, возвращение России вместе с Беларусью как раз таки положили конец хищнической эксплуатации природных ресурсов этого континента. Мы выходим на взаимодействие, на кооперацию, когда мы помогаем африканским государствам создавать новый потенциал, повышать свою платежеспособность, и на этой основе еще дальше двигаться и расширять это взаимодействие. Это совершенно новая политика, которая, наконец, создает условия по преодолению тех социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся десятилетиями. Это и голод, и неравенство, и бедствия. Мы помним и видим эти проявления постоянно.
Поэтому на рынке Африки мы будем присутствовать своими товарами, своими продуктами. Более того, я даже полагаю, что мы будем присутствовать там своими производствами. Станут ли основой для этого те проекты, которые мы сейчас реализуем с Нижегородской областью или с любыми другими регионами Российской Федерации, сейчас предсказать невозможно. Потому что каждый второй из проектов, которые мы делаем, имеет очень серьезный потенциал для роста и выхода на глобальный уровень. Если это произойдет, я думаю, что технологии будут расширяться. Но эта перспектива также еще и связана с успешным развитием Союза Беларуси России и макрорегиона в целом. Чем быстрее мы сумеем овладеть всем спектром технологий, необходимым для экономического развития, тем быстрее мы выйдем в мир, предлагая эти технологии везде, в том числе и в Африке.
Белорусские технологии легки в эксплуатации
Особенно важно отметить, что наши технологии легки в эксплуатации, ремонтопригодны, и они как раз таки гораздо лучше соответствуют той ситуации, которая сложилась на африканском континенте, чем, скажем так, сложные, напичканные электроникой системы, которые потом очень трудны в эксплуатации, которые необходимо ремонтировать с привлечением каких-то зарубежных специалистов. Мы хотим добавить в этот компонент взаимодействия также еще и обучение. То есть наше взаимодействие с Африкой будет иметь компонент обучения, взаимодействия на уровне университетов, технических колледжей, институтов, которые будут создавать качественные местные кадры, которые смогут эксплуатировать эту технику.
Четыре свободы единого экономического пространства
Если мы формируем единое экономическое пространство, то мы должны обеспечить четыре свободы: свобода движения товаров, капитала, услуг и людей. Акцент прежде всего должен делаться на качество собственно экономического развития в каждом регионе. И второй аспект – какие дополнительные движения мы можем получить за счет взаимодействия между регионами, за счет объединения усилий. В этой ситуации мы просто-напросто должны по-другому подходить к этому вопросу. Готовя кадры в Нижегородской области или в Беларуси, мы готовим их друг для друга, для совместной деятельности, для взаимодействия. Мы обязаны сохранять этот принцип, потому что в противном случае мы не сумеем сформировать привлекательное экономическое пространство, которое станет ядром для присоединения других государств или других регионов Большой Евразии. Именно эти принципы свободы и сотрудничества являются гораздо более важными, чем принцип конкуренции на уровне государственной политики.
Наша открытость – это очень сильная черта
Я приветствую заключение соглашения о признании виз. Это позволяет тем людям, которые едут в Россию через Беларусь, проехать совершенно спокойно, не затрачивая время на получение еще дополнительной транзитной визы, и наоборот. Я думаю, что это создает дополнительные возможности для людей путешествовать по Союзному государству.
Наша открытость – это очень сильная черта. Мы видим это в Беларуси. Даже безвизовый въезд для ряда стран ЕС дает возможность огромному количеству, сотням тысяч людей приехать в Беларусь, увидеть нашу ситуацию и понять, что их средствам массовой информации в странах нельзя в полной мере доверять, когда они говорят о ситуации и в России, и в Беларуси, и в Союзном государстве.
Я хотел бы здесь выступить в определенном смысле возмутителем спокойствия. Я полагаю, что мы движемся по этому пути очень медленно. Мы создаем сейчас общий рынок транспорта, мы создаем общий рынок энергетический. Почему мы не двигаемся и к признанию виз как таковых. То есть виза, выданная Российской Федерацией, может быть визой на посещение Республики Беларусь без ограничения срока, как сейчас. Я думаю, что это надо делать. Потому что у нас должна быть единая система безопасности, консульской безопасности. У нас должна быть единая система защиты нашей территории, поскольку наши страны не имеют государственной границы друг с другом. И нам пора выходить уже на этот уровень. Время не ждет. Мы должны двигаться. Когда мы сможем проводить единую политику и в области допуска иностранцев, то есть представителей третьих стран на нашу территорию, тогда и создадим очень хорошие рычаги для привлечения туристов в обе страны.
Собственно говоря, я уже выступаю с этой инициативой, когда мы говорим и в министерствах иностранных дел, и на площадках Парламентского собрания. Мы должны поощрять наши МИДы к более тесному взаимодействию. Причем, если мы говорим о субъективном взаимодействии в международных организациях в поддержке друг друга на международной арене, то это уже происходит. Я сейчас говорю, что мы должны показать такие же результаты и формирование технической инфраструктуры, обслуживающей внешнеполитические контакты наших государств.
Но и можно продлевать линию, если мы говорим о том, что и в посольствах Республики Беларусь и в посольствах Российской Федерации есть торгово-экономические службы. Я думаю, они должны работать совместно на продвижение наших общих продуктов и наших общих экономических интересов. И здесь мы выходим еще на один виток.
По логике вещей, мы должны легализовать Союзное государство как полноценный субъект международных отношений во всех структурах международных организаций, которые существуют в мире, или которые нам интересны для взаимодействия. Здесь очень много направлений, очень много аспектов.
Нижний Новгород как пионер и первопроходец. Есть очень много проектов, которые они делают и реализуют успешно, потом их можно будет тиражировать и для других регионов. Я бы обозначил критические точки – это авиационное сообщение с основными крупными городами России. Прозвучала информация о том, что восстановлен регулярный рейс между Нижним Новгородом и Минском. Мы должны такие регулярные рейсы иметь практически со всеми крупными городами России. И чем дальше, тем больше. Основаниями для появления этих рейсов, чтобы они были экономически оправданы, являются туризм, деловые обмены и экономическое взаимодействие. Поэтому в Минске с 13 по 15 апреля 2023 года пройдет Первый российско-белорусский туристический конгресс, проводимый Российским Союзом Туриндустрии (РСТ) и Республиканским союзом туристической индустрии. Надеюсь там встретиться с моими коллегами из Государственной думы. И главным предметом разговора будут вопросы, связанные с созданием организационной и технической инфраструктуры, которые будут поддерживать и помогать нам увеличивать туроборот между регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь. Я полагаю, что мы тоже должны выйти на какую-то систему, которая будет постоянно вести к увеличению числа людей, посещающих обе страны. Это очень важный принцип.
Источник: Sputnik Беларусь