7 мая 2021 года на заседании Палаты представителей парламентарии рассмотрели четыре вопроса.
В первом чтении были рассмотрены два законопроекта
Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» доложили заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Аутко А.В.
Целью подготовки проекта Закона является обеспечение правового регулирования создания, функционирования и развития в Республике Беларусь Национальной инфраструктуры пространственных данных, а также внесение изменений для реализации правоприменительной практики и приведение Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» в соответствие с иными законодательными актами Республики Беларусь.
Проектом Закона вводятся определение Национальной инфраструктуры пространственных данных, а также ее типовые компоненты:
- базовые и тематические пространственные данные;
- Национальный геопортал и сайты поставщиков в глобальной компьютерной сети Интернет, содержащие наборы пространственных данных;
- сервисы для наборов пространственных данных;
- метаданные в отношении наборов пространственных данных и сервисов для этих наборов.
Проведение анализа функционирования Национальной инфраструктуры пространственных данных в целях ее развития и улучшения функционирования возложено на оператора Национального геопортала в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В проекте Закона закрепляется, что геодезические пункты, материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда, полученные в результате осуществляемой за счет средств республиканского бюджета геодезической и картографической деятельности, находятся в собственности Республики Беларусь, а полученные за счет средств местных бюджетов — в собственности соответствующих административно-территориальных единиц.
Проектом Закона определяется, что отношения, связанные с установлением технических требований в области геодезической и картографической деятельности техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, регулируются законодательством о техническом нормировании и стандартизации.
Уточняются отдельные термины понятийного аппарата, формулировки видов геодезических и картографических работ государственного и специального назначения, иные вопросы правоприменительной практики.
Проектом Закона устанавливается, что финансирование геодезических и картографических работ осуществляется за счет:
- средств республиканского и местных бюджетов;
- платежей за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда;
- средств организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- иных источников, не запрещенных законодательством.
Об изменении законов
Проект Закона «Об изменении законов» (возмещение банковских вкладов) представили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.
Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере гарантированного возмещения физическим лицам денежных средств, размещенных ими на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках, в том числе по следующим направлениям:
- повышение эффективности функционирования системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) физических лиц с учетом практики применения Закона Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»;
- усиление правовой защиты вкладчиков, включая физических лиц, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также улучшение качества обслуживания вкладчиков;
- обеспечение стабильного финансирования резерва государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц», расширение возможностей для сохранения и пополнения резерва за счет инвестирования средств Агентства;
- повышение устойчивости банковского сектора, проведение банками взвешенной процентной политики на рынке банковских вкладов (депозитов);
- усиление роли Агентства как участника системы обеспечения финансовой стабильности, развитие его аналитического потенциала.
Законопроектом предусматривается введение гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) индивидуальных предпринимателей с установлением для них ограничения по сумме возмещения в размере 100 тыс. белорусских рублей.
Законопроектом дополнительно урегулирован ряд вопросов, важных для правильного применения соответствующих нововведений (порядок выплаты возмещения индивидуальному предпринимателю, в том числе при наличии нескольких банковских вкладов (депозитов), а также в случаях одновременного размещения им в банке денежных средств в банковские вклады (депозиты), не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности).
С учетом международного опыта вносятся изменения в Закон о гарантировании вкладов, касающиеся порядка обращения физических лиц за выплатой возмещения и осуществления выплат:
- увеличивается с двух до пяти лет продолжительность времени, в течение которого физическое лицо праве обратиться за возмещением банковского вклада (депозита);
- сокращается с одного месяца до семи дней с даты подачи заявления о выплате возмещения банковских вкладов (депозитов) срок выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) по заявлениям, не требующим дополнительного изучения. При необходимости дополнительного изучения заявления о выплате возмещения сохраняется срок до одного месяца;
- физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, предоставляется возможность выбора способа выплаты возмещения: наличными денежными средствами в банке-поверенном либо в безналичном порядке посредством перечисления на указанный в заявлении о выплате возмещения текущий (расчетный) банковский счет физического лица в банке.
В целях обеспечения возможности осуществления выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) в сокращенные сроки (семь дней с даты подачи заявления о выплате возмещения) законопроектом корректируются нормы, касающиеся обязанностей банков формировать реестр обязательств и актуализировать сведения о размере обязательств перед физическими лицами. При этом одновременно Агентство наделяется полномочиями, позволяющими обеспечить контроль и безусловное выполнение банками указанных обязанностей.
Кроме того, законопроектом предусмотрено существенное расширение полномочий Агентства для обеспечения эффективной реализации им обязанностей по выплате индивидуальным предпринимателям возмещения банковских вкладов (депозитов), а также создания условий для дальнейшего развития системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов).
Также расширяется перечень источников формирования имущества Агентства, в том числе резерва Агентства. Новым источником являются денежные средства, перечисленные банком Агентству при прекращении деятельности банка путем его ликвидации (за исключением ликвидации вследствие банкротства) до истечения пятилетнего срока обращения физических лиц за выплатой возмещения банковских вкладов (депозитов).
Законопроектом предусматривается возможность размещения временно свободных денежных средств Агентства в облигации ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Это позволит снизить процентные расходы как Министерства финансов, так и Национального банка.
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при этом получит дополнительный устойчивый источник финансовых ресурсов, а Агентство — альтернативный инвестиционный инструмент высокого качества, что позволит диверсифицировать активы Агентства.
Нормы Закона о гарантировании вкладов также приводятся в соответствие с положениями законов Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и «Об аудиторской деятельности».
Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В. представил для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».
Законопроект направлен на совершенствование с учетом практики применения действующего законодательства, законодательного опыта зарубежных стран, а также проведенных научных исследований норм Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предлагается введение уголовной ответственности за:
- умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, совершенные в том числе в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;
- распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение;
- участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности;
- неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий, совершенное лицом, которое в течение одного года после наложения двух административных взысканий за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий;
- неисполнение решения о признании организации экстремистской и о приостановлении ее деятельности;
- управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания;
- налоговое мошенничество;
Проект Закона также предусматривает усиление уголовной ответственности за:
- клевету, призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
- умышленные несанкционированное копирование, перехват компьютерной информации либо иное неправомерное завладение компьютерной информацией, повлекшие причинение существенного вреда;
- сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка;
- насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности;
- насилие либо угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга;
- насилие в отношении судьи, народного заседателя или их близких с целью воспрепятствования законной деятельности судьи или народного заседателя или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за осуществление ими правосудия;
- оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей;
- публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения лицу или причинение ущерба в крупном размере;
- надругательство над государственными символами;
- дискредитацию Республики Беларусь;
- умышленное блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее причинение ущерба;
- уклонение от уплаты налогов, сборов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере;
Кроме того, коррективы, предлагаемые законопроектом, предусматривают гуманизацию уголовной ответственности путем:
- исключения из Уголовного кодекса Республики Беларусь ряда статей и составов преступлений, которые носят формальный характер, охватываются применением иных мер воздействия, предусматривают административную преюдицию;
- изменения правил зачета сроков содержания под стражей при назначении уголовного наказания;
- предоставления возможности применения отсрочки и рассрочки уплаты штрафа.
С учетом принятия Парламентом Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» законопроект дополнен положениями о закрепления уголовной ответственности за реабилитацию нацизма в отдельной статье Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также о введении уголовной ответственности за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, совершенные неоднократно.
Кроме того, законопроект содержит положения предусматривающие уголовную ответственность за выплату зарплат «в конвертах».
Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования
В ходе заседания депутатский корпус принял решение о проведении парламентских слушаний на тему «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования». С докладом по этому вопросу выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.
В своем выступлении он отметил, что проведение парламентских слушаний актуально в связи с тем, что в настоящее время в Палате представителей ведется работа по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» к рассмотрению во втором чтении.
Проект Кодекса содержит ряд новаций, касающиеся, в частности, использования дистанционных технологий в образовательной практике, сетевого взаимодействия учреждений образования и участников образовательного процесса, развития государственно-частного партнерства в сфере образования, разработки совместно с рынком труда механизмов формирования государственного заказа подготовки кадров, подготовки педагогических кадров для национальной системы образования и выработки комплекса мер, направленных на повышение уровня социальной защищенности ее работников, создания системы внешней независимой государственной аттестации учащихся, оценки деятельности учреждений образования по результатам, развития индустрии производителей современных средств обучения, а также иных проблем, решение которых даст новый импульс для развития системы образования.
Ряд предполагаемых изменений обусловлены совершенствованием структуры высшего образования, включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного профессионального образования, системы дополнительного образования педагогических работников, расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах, устранением пробелов, выявленных в ходе изучения практики применения Кодекса об образовании.
Рассмотрение законодательных новелл в сфере образования на уровне парламентских слушаний с участием заинтересованных позволит не только обсудить конкретные изменения и дополнения в действующие законодательные и нормативные правовые документы, но и определить стратегические направления развития национальной системы непрерывного образования на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Источник: house.gov.by