На днях для меня завершился один очень интересный процесс. Была принята моя поправка к проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы».
В процессе подготовки закона во втором чтении ко мне обратились представители Ассоциации коммуникационных и маркетинговых агентств Беларуси «АКМА». Они сообщили мне, что в новой редакции закона в статье 13 «Наружная реклама и её средства» местным исполнительным и распорядительным органам даётся право устанавливать свои требования к размеру и техническим характеристикам наружной рекламы.
Органичная наружная реклама – заслуга городских архитекторов
Мы все видим эти огромные экраны, которые размещены в различных частях города. Украшают ли они наш город? Иногда да, иногда нет. Одно могу сказать с уверенностью, что Минск не страдает от избытка рекламных щитов и билбордов. В основном они органично вписаны в городской пейзаж. Говорю это с полной уверенностью в том, что это заслуга городских архитекторов, которые любят и ценят облик нашего прекрасного города.
С этими мыслями я встретился с представителями рекламного бизнеса.
Экспортный потенциал наружной рекламы
Первая встреча принципиально не поменяла моего представления о роли наружной рекламы. Мне были интересно узнать, что данная сфера тоже является сектором с экспортным потенциалом. Существенная часть размещаемой на улицах города рекламы оплачивается транснациональными компаниями. В рекламном секторе уверенно работают десятки компаний, в основном частных, которые насчитывают тысячи работников.
Моё внимание к этому достаточно скромному сегменту нашего бизнеса усилилось, когда мы подробно обсудили с белорусскими рекламщиками их работу в соседних странах.
Сформированная в Беларуси рекламная школа имеет неплохой потенциал и может с успехом конкурировать на рынках России, Казахстана, Украины. Появляются примеры успешных рекламных проектов в странах Центральной Европы и Западной Европы.
Услуги являются основным источником экспортного роста
Сегодня, когда услуги являются основным источником экспортного роста, такие усилия должны системно поддерживаться на уровне государственных ведомств.
Этот подход стал основой для моей дальнейшей работы с экспертами белорусского рекламного рынка. Прежде всего меня интересовало, что их может не устраивать в проекте законодательного акта, который разрабатывался с участием большого количества экспертов и юристов.
Вернёмся ещё раз к статье 13, которая гласит: «Местные исполнительные и распорядительные органы вправе установить в своих решениях требования к размеру и (или) иным техническим характеристика средств наружной рекламы, размещаемых на проспектах, главных улицах, площадях городов…».
Самое важное, что белорусское рекламное сообщество не оспаривало это право. Позиция бизнеса заключалась в том, что они хотели бы принимать участия в подготовке таких решения, поскольку они непосредственным образом влияют на их отношения с рекламодателями. Это значит, что непродуманное изменение стандартов наружной рекламы может существенно усложнить работу, а иногда и привести к потере экспортной выручки от иностранных клиентов.
Для меня этот аргумент был решающим. В ходе избирательной кампании я очень часто слышал пожелания сделать принятия законов максимально открытым понятным и ориентированным на нужды людей деятельность, которых он регулирует.
Законы пишутся для людей
Для меня этот принцип самоценен. Законы пишутся для людей. В этом не может быть никаких компромиссов.
Сначала я внёс поправку, которая предполагала, что подготовка таких решений должна осуществляться с участием объединений юридических лиц, выполняющих функции по защите интересов рекламораспространителей, осуществляющих деятельность на соответствующей административной территории.
Мне возразили, что все решения такого рода могут рассматриваться в рамках уже существующих советов по развитию предпринимательства.
Такой подход, по мнению рекламщиков, не решал их проблемы, поскольку на советах по развитию предпринимательства данные вопросы могут не выносится. Нам же было важно обеспечить такой подход, который позволит представителям рекламного бизнеса участвовать в решении этих проблем.
По проектам решений в обязательном порядке должно проводится публичное обсуждение
Не буду мучить вас деталями. Скажу только, что состоялось несколько раундов консультаций, по итогам которых нам удалось согласовать с разработчиками закона поправку о том, что по проектам решений должно в обязательном порядке проводится публичное обсуждение.
Положение о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативным правовых актов утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Практика использования этих механизмов существует. Она не идеальна, но она работает.
Важный опыт для понимания законотворческого процесса
Для меня этот опыт стал очень важным для понимания законотворческого процесса. Я также понял роль депутата в защите интересов делового сообщества, различных социальных групп.
Ещё раз хочу подчеркнуть. В период моей работы депутатом я буду делать все от меня зависящее для того, чтобы голоса всех заинтересованных были слышны, а их позиции учитывались в нормотворческой деятельности.