7 апреля 2021 года на очередном заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва рассмотрено семь законопроектов.
В первом чтении парламентарии рассмотрели три законопроекта
Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении
Законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» представил Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. С содокладом по этому вопросу выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.
Проект Закона, предусматривает ряд нововведений, направленных на учет правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства, в том числе по вопросам развития предпринимательства.
В частности, вводится процедура выдачи международных водительских удостоверений, предусмотренных Конвенцией о дорожном движении 1968 года. Вносятся дополнения, сохраняющие право граждан Российской Федерации управлять транспортными средствами на основании своего национального водительского удостоверения до истечения срока его действия.
Проект Закона, предусматривает ряд нововведений, направленных на учет правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства, в том числе по вопросам развития предпринимательства.
В частности, вводится процедура выдачи международных водительских удостоверений, предусмотренных Конвенцией о дорожном движении 1968 года. Вносятся дополнения, сохраняющие право граждан Российской Федерации управлять транспортными средствами на основании своего национального водительского удостоверения до истечения срока его действия.
Предлагается возможность сдавать квалификационные экзамены и получать право управления транспортными средствами только с автоматической трансмиссией, что проще, чем с механической.
Министерству внутренних дел даются полномочия на определение участков дорог, по которым запрещается обучение управлению механическими транспортными средствами, в связи с чем отпадет необходимость согласования субъектами хозяйствования с Государственной автомобильной инспекцией маршрутов для практического обучения управлению.
Упраздняется контроль за соблюдением порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств на диагностических станциях, порядка предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами.
Законопроектом предусматривается определение основных параметров дорожного движения, осуществления его мониторинга, а также принципов его организации. Уточняется понятие организации дорожного движения за счет определения принципиальной цели — баланса безопасности и эффективности дорожного движения. Совершенствуется порядок изменения организации дорожного движения, в том числе для повышения оперативности принимаемых решений.
Органы пограничной службы и таможенные органы наделяются полномочиями на осуществление отбуксировки (эвакуации) транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.
Ряд изменений и дополнений вносится в целях надлежащего контроля за медицинским обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе в части автоматизированного учета Министерством здравоохранения сведений о выданных медицинских справках о состоянии здоровья, подтверждающих годность к управлению транспортными средствами, а также о лицах, признанных негодными к управлению транспортными средствами, с возможностью доступа Министерства внутренних дел к таким сведениям.
Также предлагается определить порядок досрочного направления водителей транспортных средств на обязательное медицинское переосвидетельствование и порядок его проведения. В свою очередь, в качестве основания для прекращения права лица на управление транспортным средством предлагалось внести истечение 30-дневного срока со дня выдачи ему направления на обязательное медицинское переосвидетельствование до его прохождения.
В последнее время в республике увеличивается количество эксплуатируемых гражданами снегоболотоходов колесных малогабаритных, снегоходов и мотовездеходов, используемых для отдыха и развлечений или хозяйственных целей. Вместе с тем порядок допуска лиц к управлению ими на сегодняшний день не определен. С учетом изложенного предлагается внести соответствующие дополнения в Закон.
Закон дополняется нормами, предусматривающими проведение государственного технического осмотра на договорной основе, а также ведение автоматизированного учета результатов проведения государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) и их допуска к участию в дорожном движении. Изменения также предусматривают установление типовой формы договора.
Положения законопроекта и действующие нормы Закона приведены в соответствие с нормами указов Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (исключено полномочие Совета Министров Республики Беларусь по установлению порядка выдачи медицинской справки о состоянии здоровья) и от 30 декабря 2019 г. № 492 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (упразднен талон к водительскому удостоверению на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом; исключена необходимость наличия медицинской справки о состоянии здоровья при осуществлении отдельных административных процедур), а также законов Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (уточнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области дорожного движения) и «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
С целью исключения пробела в правовом регулировании законопроект дополнен нормой, указывающей на государственный орган (Совет Министров Республики Беларусь), который определяет порядок разработки проекта организации дорожного движения.
Значительно доработана статья 23 Закона «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения». В ней учтены положения проекта Закона «Об изменении законов», которым в Закон «О здравоохранении» вносятся изменения, предусматривающие создание централизованной информационной системы здравоохранения, в рамках эксплуатации которой будут осуществляться сбор, получение, передача, обработка, накопление, хранение, поиск, предоставление медицинской информации. Законопроект дополнен положением, предусматривающим исключение полномочий органов внутренних дел по направлению водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование. Это обусловлено тем, что указанная норма вызывает вопросы ее практического применения, так как не содержит четких и понятных критериев для направления органом внутренних дел водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование.
Кроме того, в рамках обсуждения вопросов, касающихся направления водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование, сделан вывод о целесообразности установления такого порядка направления Правительством Республики Беларусь ввиду того, что данный документ затрагивает компетенцию широкого круга государственных органов.
Также принято решение, что названный нормативный правовой акт обязательно должен содержать порядок уведомления водителей транспортных средств, самоходных машин о направлении их на такое переосвидетельствование, что позволит водителям, направленным на обязательное медицинское переосвидетельствование, точно контролировать срок, по истечении которого они будут считаться не имеющими права управления транспортным средством, самоходной машиной.
Уточнен абзац третий части девятой статьи 23 Закона в части того, что направление на обязательное медицинское переосвидетельствование организацией здравоохранения может осуществляться при проведении обязательного или внеочередного медицинского осмотра работающих, медицинских освидетельствований либо при оказании медицинской помощи.
Для полноценной реализации гражданами их прав в части прохождения обязательного медицинского переосвидетельствования срок, по истечению которого водитель считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной в связи с выдачей ему направления на обязательное медицинское переосвидетельствование, увеличен с 30 до 60 дней.
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам: «Большое внимание депутаты уделили изменениям в закон о дорожном движении. Я высказал позицию о необходимости серьезной работы по расширению использования велосипедов как средства транспорта. Этот вопрос не является простым. Тут нет «быстрых» решений. Министр внутренних дел, который лично представил этот законопроект, подтвердил заинтересованность в конструктивном взаимодействии.
Четыре законопроекта приняты во втором чтении. Они касаются поправок в законы о социальных нормативах и минимальной заработной плате, о селекции и семеноводстве, о потребительской кооперации и т.д.»
Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании
О проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» депутатов проинформировали Министр образования Республики Беларусь Карпенко И.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.
Подготовка новой редакции Кодекса об образовании обусловлена изменением структуры высшего образования, включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования, расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах, а также устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании.
Предлагается установить обязательным в республике получение общего среднего образования, вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В общей части проекта Кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены:
- грант на обучение — средства из республиканского бюджета, ежегодно выделяемые в целях освоения иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования;
- расширение сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих);
- возможность использования модульного принципа представления содержания образовательной программы в ее учебно-программной документации;
- возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;
- выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму;
- возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении;
- исключение из перечня прав законных представителей несовершеннолетних обучающихся права на получение информации о медицинских обследованиях обучающихся, так как медицинские обследования проводятся организациями здравоохранения. Также в связи с имеющими место на практике случаями необоснованного вмешательства родителей (законных представителей детей) в деятельность, относящуюся к компетенции педагога, на законодательном уровне устанавливается, что ознакомление родителей с ходом образовательного процесса осуществляется в порядке, определяемом учреждением образования;
- системно урегулированы вопросы направления в организации иностранных государств для получения высшего образования за счет средств республиканского бюджета по специальностям, необходимым для Республики Беларусь, подготовка по которым в Республике Беларусь не осуществляется.
В особенной части проекта Кодекса предусмотрены:
- на уровне дошкольного и общего среднего образования:
- оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад);
- организация в учреждениях дошкольного образования кружков и иных форм работы для развития способностей детей в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
- наделение местных исполнительных органов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках;
- возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования;
- прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста шести лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению законного представителя несовершеннолетнего учредитель учреждения общего среднего образования имеет право разрешить прием в I класс в более раннем возрасте (сейчас такое разрешение выдается Министерством образования);
- изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
- установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V — XI (XII) классов;
- решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, из числа лиц с особенностями психофизического развития в них (кроме классов интегрированного обучения и воспитания, специальных классов) будет принимать учредитель учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, или уполномоченный им орган с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающими на территории, закрепленной за этим учреждением образования, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса;
- продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день;
- оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», учебно-педагогический комплекс с сохранением видов: «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва» и предоставлением возможности в начальных школах, базовых и средних школах реализовывать образовательную программу дошкольного образования;
- возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования (решение о возможности такого сочетания принимается на основании заключения врачебно-консультационной комиссии и заявления законного представителя учащегося);
- возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (в настоящее время такое право предоставлено только лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях).
- на уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых:
- возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия;
- уменьшение срока получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от шести месяцев до одного года (вместо одного года — полутора лет);
- изменение структуры высшего образования, обеспечивающее повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.
На уровне высшего образования предусматривается:
- бакалавриат (общее высшее образование 4 — 4,5 года);
- магистратура (углубленное высшее образование 1 — 2 года);
- непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5 — 6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение» с дипломом о высшем образовании по специальностям «Здравоохранение»).
Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адьюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.
В системе образования предусмотрена выдача диплома бакалавра, диплома магистра, диплома о высшем образовании по направлению образования «Здравоохранение», в системе научно-ориентированного образования — диплома исследователя.
Предусмотрено закрепление такого вида дополнительного образования, как дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.
Проектом Закона предусмотрены следующие новации в содержании образования:
- модульный принцип представления содержания образовательной программы в учебно-программной документации;
- использование системы зачетных единиц при определении структуры образовательных программ и трудоемкости их освоения, а также возможность реализации образовательных программ посредством сетевых форм и дистанционного образования;
- укрупнение единиц классификации образования, минимальный элемент которых будет представлен только специальностью.
- В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается:
- зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы;
- освобождение выпускников, включенных в списочные составы национальных сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, от возмещения средств за обучение, если они приступили к работе, но не отработали установленный срок обязательной работы;
- закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу;
- введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования для выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессионально-техническое и среднее специальное образование, если их не представляется возможным распределить из-за отсутствия мест.
В структуре учреждений образования предусматриваются следующие новации:
- особый статус «национальное учреждение образования», предоставляемый учреждению высшего образования, являющемуся международно-признанным научным, научно-инновационным, учебным и методическим центром, присваиваемый Президентом Республики Беларусь и предусматривающий ряд преимуществ для наиболее динамично развивающихся и прогрессивных учреждений высшего образования, а также статус «ведущее учреждение высшего образования», присваиваемый Министерством образования на срок до 5 лет для стимулирования постоянного развития и совершенствования национальных учреждений высшего образования;
- сокращение и оптимизация видов учреждений образования на всех уровнях основного образования (исключены 3 из 6 видов учреждений образования на уровне дошкольного образования, 14 из 25 на уровне общего среднего образования. На уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет функционировать единый вид учреждения образования — колледж, на уровне высшего образования — 3 вида: университет, академия, институт (исключаются понятия «классический» и «профильный» в отношении университета, исключен как вид высший колледж);
- создание института контроля знаний — учреждения образования, которое может осуществлять методическое и (или) организационное обеспечение проведения аттестации обучающихся, вступительных испытаний, организацию разработки контрольно-измерительных материалов, иные функции, направленные на совершенствование форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся и обеспечение качества образования;
Пересмотрены компетенции государственных органов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной деятельности) — контроль за обеспечением качества образования.
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам: «На сегодняшнем заседании Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь рассмотрели 4 законопроекта в первом чтении. Хочу выделить Кодекс об образовании.
По этому вопросу высказал убежденность, что на этапе подготовки законопроекта крайне важно публично обсудить все предлагаемые нововведения. Я считаю, что на текущем этапе основной акцент должен быть сделан на мнении специалистов с мест – директоров школ, учителей.
Крайне важно также снизить административную нагрузку на учителей, сделать условия их работы более комфортными и ориентированными на повышение качества и результативность учебного процесса».
Об изменении законов
Доклад о законопроекте «Об изменении законов» (по вопросам судебно-экспертной деятельности) сделал председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Волков А.А., содоклад — член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Уткин В.Ю.
Законопроект направлен на приведение законов «О трансплантации органов и тканей человека», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» в соответствие с Законом «О судебно-экспертной деятельности» и иным действующим законодательством в целях обеспечения системности и комплексности правового регулирования, эффективности их применения.
Кроме того, принятие законопроекта позволит разрешить возникшие на практике вопросы в части организационного, кадрового обеспечения судебно-экспертной деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов судебных экспертов.
Законопроектом предлагается уточнение отдельных положений, касающихся деятельности государственных судебно-экспертных организаций, в частности:
разграничения полномочий между государственными организациями здравоохранения и Государственным комитетом судебных экспертиз (далее — Государственный комитет) по вопросам забора органов и трансплантации;
порядка и условий содержания лиц под стражей при помещении их в государственные организации здравоохранения, судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением;
определения особенностей регулирования труда в связи с особым характером возложенных на Государственный комитет функций и регламентирования времени участия лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров в качестве специалистов в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
уточнения полномочий Государственного комитета в сфере судебно-экспертной деятельности по вопросам реализации образовательных программ дополнительного образования в соответствии с законодательством об образовании.
Во втором чтении было рассмотрено четыре проекта закона
Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А. представил законопроект«Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы».
Законопроект подготовлен в целях перехода на единый социальный норматив (критерий) при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения республики.
Также в законопроект включены замечания и предложения уточняющего и юридико-технического характера.
О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений
Информацию о проекте Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» предоставил депутатам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В.
Проект Закона подготовлен в целях совершенствования правовых отношений в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений с учетом соблюдения договорных обязательств в рамках ЕАЭС и иных межгосударственных договоров Республики Беларусь.
В части производства, хранения, реализации и использования семян сельхозрастений, отношений между селекционерами, производителями, потребителями и поставщиками семян сельхозрастений уточняются отраслевые нормы, термины и механизмы осуществления субъектами селекции и семеноводства селекционной и семеноводческой деятельности.
Учитывая, что Лесным кодексом Республики Беларусь в полном объеме урегулированы вопросы семеноводства лесных растений, исключается дублирование аналогичных правовых норм.
Определяются объекты селекции и семеноводства сельхозрастений и субъекты, имеющие право на осуществление селекции и семеноводства сельхозрастений, устанавливаются полномочия государственных органов и иных организаций, в том числе по вопросам селекционной и семеноводческой деятельности, осуществляемой в рамках системы развития селекции и семеноводства сельхозрастений.
Предусматривается проведение аттестации производителей семян с
правом на осуществление семеноводства сельхозрастений высоких репродукций определенных видов на рынке республики. Сведения о производителях семян высоких репродукций, прошедших аттестацию, включаются в государственный реестр производителей семян.
Устанавливается, что производители семян, не прошедшие аттестацию, вправе осуществлять семеноводство репродукционных семян сельхозрастений либо элитных семян только для собственных нужд без права последующей их реализации на внутреннем рынке республики.
Определяются требования к производству, использованию и реализации семян сельхозрастений, произведенных в Республике Беларусь и ввезенных в Республику Беларусь, а также к перечню документов, необходимых при использовании, производстве и реализации таких семян.
Устанавливается, что ввезенные в Республику Беларусь и предназначенные для высева семена сельхозрастений перед их использованием подлежат обязательной проверке по посевным качествам на соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами в Республике Беларусь.
Кроме того, предполагается, что ввезенные в Республику Беларусь в целях перемещения по территории ЕАЭС, хранения и транспортировки семена сельхозрастений не подлежат обязательной проверке их качественных показателей в соответствии с установленными требованиями Республики Беларусь — белорусской стороной будут признаваться сопровождающие документы на ввезенные семена сельхозрастений.
Устанавливаются требования по формированию и использованию страховых фондов семян зерновых, зернобобовых и масличных сельхозрастений в требуемом объеме, что позволит при необходимости восстановить посевные площади зерновых сельхозрастений.
Определяются особенности использования или реализации семян сельхозрастений сортов, не включенных в государственный реестр сортов, соответственно, не допущенных для производства и использования на определенных территориях областей республики, а также семян сортов, исключенных из этого реестра.
Применена единая терминология методов определения сортовых качеств в виде грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
В целях усиления ответственности и контроля в вопросах производства, реализации и использования семян сортов отечественной и зарубежной селекции, включенных в Государственный реестр охраняемых сортов растений, устанавливается соответствующее требование при проведении апробации.
Определяется, что документом, подтверждающим сортовые и посевные качества реализуемых семян сельскохозяйственных растений, в том числе семян сельскохозяйственных растений, ввезенных в Республику Беларусь, является свидетельство на семена сельскохозяйственных растений.
Предусматривается, что надзор в области семеноводства сельхозрастений будет осуществляться государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальными организациями.
Регулируются вопросы научного и кадрового обеспечения в области селекции и семеноводства сельхозрастений.
Принятие законопроекта позволит обеспечить ответственность производителей, селекционеров, государственных органов и организаций, контроль (надзор) при создании сортов семян, производстве, реализации и использовании оригинальных, элитных и репродукционных семян сельхозрастений, расширить полномочия и функции Минсельхозпрода и других государственных организаций в области селекции и семеноводства сельхозрастений.
При подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроект доработан и дополнен преамбулой с целью четкого разграничению регулирования селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, исключая декоративные.
Об изменении Закона Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В. изложила позицию своей комиссии по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Предлагаемые законопроектом изменения в правовом регулировании обусловлены необходимостью совершенствования отношений в области потребительской кооперации с учетом практики применения и иных актов законодательства.
В связи с оптимизацией контрольных функций предлагается в качестве органа контроля потребительских обществ, их союзов избирать ревизионную комиссию либо только ревизора, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Кроме того, проектом Закона предлагается исключить из Закона о потребкооперации нормы, предусматривающие необходимость заключения трудовых договоров (контрактов) с председателями ревизионных комиссий потребительских обществ и их союзов, а также пересмотреть их основные функции, исключив из них осуществление контроля за деятельностью организаций, созданных обществом, союзом.
С учетом практики применения предлагается уточнить положения Закона о потребкооперации, предусмотрев возможность определения общим собранием потребительского общества порядка проведения такого собрания и принятия им решений.
Проектом Закона упрощается процедура согласования кандидатур для назначения на руководящие должности. Предлагается исключить нормы о необходимости согласования кандидатур на должности заместителей председателей правлений потребительских обществ, их областных союзов с соответствующими районными, областными исполнительными и распорядительными органами, сохранив при этом обязанность согласования с указанными органами кандидатур для избрания на должности председателей правлений потребительских обществ, их областных союзов.
Терминология статей 3 и 12 Закона о потребкооперации уточняется с учетом терминологии, используемой в статье 187 Кодекса Республики Беларусь о культуре, в части использования слова «промыслы».
Нормы Закона о потребкооперации предлагается уточнить с учетом положений Трудового кодекса Республики Беларусь в части исключения указания на контракт, поскольку контракт является разновидностью трудового договора.
В связи с упразднением Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» ведомственного контроля вносятся изменения в статью 28 Закона о потребкооперации, предусматривающие исключение из нее нормы о ведомственном контроле.
Предлагается предусмотреть возможность принятия решения о реорганизации или ликвидации союза потребительских обществ при согласии всех представителей членов союза потребительских обществ, присутствующих на общем собрании представителей членов союза, поскольку в силу объективных причин (болезнь, отпуск, командировка и др.) представитель члена союза не всегда может принимать участие в работе общего собрания, и присутствие на собрании одновременно всех представителей членов союза не всегда возможно.
В целях обеспечения законности, прозрачности деятельности потребительских обществ (их союзов), эффективности и полноты реализации контрольных функций ревизионных комиссий (ревизоров) Закон о потребкооперации дополняется нормами, регулирующими вопросы ведения учета и отчетности, а также определяющими перечень обязательных для ведения и хранения документов потребительских обществ (их союзов).
Кроме того, нормы Закона о потребкооперации приводятся в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь
О законопроекте «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» доклад сделала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н.
Законопроектом обеспечивается приведение Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 244 «О создании учреждения образования», устанавливающим создание учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь».
Закон дополняется статьей, устанавливающей организационно-правовой статус и структуру Института. Вносятся изменения, наделяющие центральный аппарат Следственного комитета полномочием по руководству Институтом, а также определяющие полномочия Президента Республики Беларусь по созданию, реорганизации и ликвидации Института. Кроме того, изменения, вносимые в Закон, наделяют Председателя Следственного комитета полномочиями по внесению Президенту Республики Беларусь предложений о создании, реорганизации и ликвидации Института, по определению его структуры, делегированию части своих полномочий начальнику Института, распоряжению имуществом Института, а также по утверждению его устава.
В ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении в проект Закона внесены изменения и дополнения редакционно-технического и уточняющего характера. Также установлена возможность Председателя Следственного комитета перераспределять штатную численность постоянного состава учреждения образования Следственного комитета, а в статье 91, которой дополняется Закон Республики Беларусь «О Следственном комитете», определена цель функционирования указанного учреждения образования.
Источник: house.gov.by