Адрей Савиных: Качество выбранных стратегий проверяется в кризисных условиях

Белорусская повестка никому не дает расслабиться, время не позволяет. Активное обсуждение изменений и дополнений в Конституцию, предстоящий референдум, укрепление государственных и национальных ценностей и ориентиров, сохранение исторической правды, глобальные политические и экономические преобразования – этот период в жизни Беларуси в будущем останется в учебниках истории. Но сегодня каждый белорус должен понимать все, что происходит вокруг (безучастным оставаться невозможно) и понимать, как жить в таких непростых, но в то же время интересных условиях. Об этом мы говорили с председателем Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Андреем Савиных.

Экономическая политика нашей страны подтвердила свою правильность

– Андрей Владимирович, на ваш взгляд, какие уроки стоит извлечь из прошедшего 2021 года?

– Как ни удивительно, 2021 год был для Беларуси неплохим, несмотря на все трудности. За счет собственных ресурсов нам удалось обеспечить внутренний рост. Наша экономика структурно меняется. Мы находим точки опоры в наших традиционных отраслях, поэтому чувствуем себя уверенно. Экономическая политика нашей страны подтвердила свою правильность.


Наша экономика ориентирована на удовлетворение основных потребностей людей. А это значит, что кризис ударит по нам меньше, чем по странам с другой экономической политикой.

Но это не отменяет необходимости дальнейшего развития. В последние годы мы двигались слишком медленно, теперь надо ускориться.

60 ​​процентов того, что мы производим, приходится продавать

Тем не менее кризис в мировой экономике в некотором роде даже помогает нам сохранять устойчивость. У нас открытая экономика: 60 ​​процентов того, что мы производим, приходится продавать.

Сегодня более 50 процентов экспорта приходится на Россию и СНГ. Это наши традиционные рынки. И что бы ни случилось, мы не можем и не должны их потерять. Они близки нам, они привыкли к нашей продукции. И даже если мы потеряем поставки в зарубежные страны из-за кризиса или закрытия этих рынков, основной объем экспорта мы сохраним.

Качество выбранных стратегий не проверяется в идеальных ситуациях. Стратегии проверяются в кризисных условиях. И кризис, вызванный пандемией, другими негативными проявлениями показывают, что мы выбрали правильную стратегию. Это поможет нам пережить трудные времена и создаст условия для дальнейшего развития.

Санкционное давление – основной инструмент в борьбе за зоны экономического влияния

– Делать прогнозы – дело неблагодарное, но… На ваш взгляд, чего нам ждать от 2022 года, учитывая все, что происходит в Беларуси и вокруг нее?

– С моей точки зрения, мы увидим ухудшение глобальной ситуации. Увеличится количество локальных конфликтов. Это означает, что и дальше будут использоваться такие меры, как санкционное давление в качестве основного инструмента в борьбе за зоны экономического влияния.

Каждый крупный экономический блок будет закрывать свое торговое пространство для поставок конкурентов в интересах своих стран-производителей. И мы должны сделать то же самое.

Осуществляется серьезная программа импортозамещения

Неоднократно говорилось, что санкции вынуждают изменять структуру своей промышленности. Осуществляется серьезная программа импортозамещения. Например, мы не будем покупать важные детали для машиностроения, а будем производить их сами. Таким образом, в ближайшие годы мы увидим активные процессы кластеризации: вокруг одного крупного предприятия будут собираться десятки мелких производителей различных комплектующих. Это хорошая основа для увеличения производства в целом. И, что немаловажно, эта кластеризация будет основываться на внутренних резервах.

Cотрудничество в рамках Союза Беларуси и России

В таких условиях особенно важным становится взаимодействие в рамках Союза Беларуси и России. Планы по гармонизации нашего законодательства в рамках Союзного государства открывают большие возможности для выхода на российский рынок. И за счет этого у нас есть дополнительные резервы в традиционных, сильных белорусских отраслях производства: удобрений, сельхозтехники, станкостроения, производства продуктов питания, в IT-секторе. 

Думаю, что в 2022 году генеральной линией станет создание регионального рынка, его защита и усиление позиций Беларуси в жизненно важных секторах.

Проблема перепроизводства в ХХ веке

– Во многих интервью вы говорите, что мир находится на этапе серьезной политической и экономической трансформации. На ваш взгляд, чем вызваны эти изменения?

– Приведу историческую аналогию. В 1913 году, накануне Первой мировой войны, мир столкнулся с той же проблемой. Мировая экономическая ситуация достигла предела своего развития. Все рынки были заняты, дальше развиваться было просто некуда. Проблема перепроизводства в ХХ веке была решена путем двух мировых войн. Это было страшное потрясение, унесшее жизни миллионов людей. Сегодня решить проблемы с помощью войны невозможно. В первую очередь из-за ядерного оружия.

Долгое время считалось, что помогут финансовые инструменты и искусственное стимулирование потребительского спроса. Были созданы различные финансовые инструменты с расчетом на то, что рост продлится не один год. Но такой расчет не оправдался.

Бесконечная эмиссия твердых валют изменила природу денег

Вопрос еще и в том, что Запад решал такие проблемы за счет эмиссии твердых валют.

Сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: эмиссия уже не дает такого эффекта, как раньше: три напечатанных доллара дают полдоллара экономического роста, и тот через полгода съедает инфляция. Эмиссия дополнительных денег больше не является драйвером экономического роста. Но эта бесконечная эмиссия твердых валют изменила природу денег, они утратили свои основные функции. Сегодня деньги в лучшем случае являются средством обмена, торговли. Другие функции сбережений, накоплений, инвестиций не выполняются. Фактически деньги, хранящиеся в банках, имеют убыточную доходность.

Трансформация экономической системы

Это показывает, что мы подошли к пределу экономической системы, ее необходимо преобразовать. Но трансформация системы означает, что все образовавшиеся финансово-экономические «пузыри» лопнут.

Возьмем, к примеру, транснациональные корпорации, скажем, Apple. На процентов 50 стоимость компании составляют финансовые потоки, которые через нее проходят, и нематериальные активы, например, такие как узнаваемость бренда. Под огромные суммы стоимости компании были взяты огромные кредиты. И как только под давлением кризиса стоимость нематериальных активов значительно упадет, а финансовые потоки упадут минимум на 30 процентов, транснациональные корпорации не смогут платить проценты по своим кредитам. После произойдет банкротство компаний, пострадают банки, давшие кредиты. Запустится логическая цепочка крупных финансовых потерь. Понятно, что такой сценарий никому не нужен. Все правительства работают над смягчением или предотвращением такого сценария. Но полностью исключить его нельзя.

Выходить из ситуации необходимо через передел рынков, локальные конфликты, которые также будут направлены на уничтожение ненужных финансовых и экономических «пузырей». От этого никуда не деться, мировая экономика будет вынуждена искать решение.

Больше всего потеряют богатые, финансово развитые страны

– И как к этому приспособиться Беларуси?

– Рецепты здесь очень простые. Больше всего потеряют богатые, финансово развитые страны. Это не мы. Меньше потеряют экономики, основанные на реальном секторе, которые производят товары, необходимые для жизни. Это мы.

Нам нужно создать устойчивую экономику, потреблять то, что мы производим. А то, что мы экспортируем, продавать не по всему миру, а в страны нашего региона, с которыми всегда будет общий рынок. Или в страны, с которыми хорошее транспортное сообщение и нет политических проблем: Китай, Индию, Пакистан, Иран, Турцию, Ближний Восток.

Они не будут от нас закрываться. И Беларусь не настолько большая страна, чтобы угрожать их экономическому благополучию. И этих стран достаточно, чтобы обеспечить Беларуси устойчивые возможности для преодоления этого кризиса. Когда-нибудь это закончится…

Нематериальные ценности

– Важным пунктом проекта изменений в Конституцию является закрепление статуса Всебелорусского народного собрания как органа народовластия. Вы сказали, что таким образом можно создать институт, который будет эффективно разрешать конфликты между разными социальными группами. Андрей Владимирович, поясните, пожалуйста, как вы это представляете?

– Все хотят иметь работу, хорошую зарплату, учиться, узнавать что-то новое. Но большое значение имеет и определенное ядро нематериальных ценностей. Как только в обществе сформировалось ядро ​​ценностей, необходимо создать механизмы, помогающие их придерживаться. Это система образования, воспитания, трудоустройства, различные государственные программы.

В жизни современного общества главную роль играют социальные группы, объединенные одной профессией, интересами. Как показывает практика, конфликты между различными социальными группами неизбежны в процессе социально-экономического развития. И их сложно решить в рамках привычной системы управления. Да, этим занимается Президент, он проводит встречи с представителями разных сфер, разных регионов и ветвей власти. Это попытка найти баланс в той или иной сфере. Но достаточно ли этого?

Сделать УНС уникальным институтом по принятию решений

Способность разрешать конфликты может быть закреплена в работе Всебелорусского народного собрания. Нам нужно сделать его общественным институтом, помогающим разрешать социальные конфликты.

Нам нужен институт, где мы можем честно обсудить, что, например, кредитные ставки выгодны банкам, но мешают развитию крупных предприятий, и нам нужно найти компромисс. Или, например, заявить о необходимости сместить фокус с потребления и направить часть денег на развитие инновационных проектов, чтобы создать больше рабочих мест для молодых специалистов или даже открыть новые производства.

В Беларуси есть пример создания новых производств – Парк высоких технологий. При его создании было серьезное сопротивление со стороны традиционных структур. Но спустя 15 лет видно, что это правильное решение, которое, кстати, принял Президент. Сегодня у нас новая отрасль, которая генерирует значительные финансовые ресурсы и создает дополнительные возможности для цифровизации. Но где обсуждать такие идеи и решения на постоянной основе? Это можно сделать на уровне политических партий, общественных объединений, органов местного самоуправления, диалоговых площадок. Но кто-то должен рассмотреть все предложения, сделать выводы, найти баланс и выработать оптимальное для всех решение с учетом интересов всех сторон.

Это моя идея, и я буду ее активно продвигать.

Всебелорусское народное собрание должно стать форумом, на котором будут обсуждаться социальные вопросы, искать компромиссы между различными социальными группами и разрешать конфликты между ними. Поскольку нам нужна активизация и динамичная повестка дня, нам нужно избавиться от скрытых конфликтов.

Надеюсь, что эту функцию возьмет на себя УНС, помимо уже прописанных в проекте поправок в Конституцию. Такие функции, как принятие решений по стратегическим вопросам, обсуждение социально-экономической программы развития белорусского общества – уже описан процесс принятия решений. Но важен и процесс подготовки к их принятию. Работа над этим может сделать УНС уникальным институтом, которое даст нам очень хороший результат. Понятно, что это сложная задача и придется потрудиться.

Для достижения консенсуса необходимо привлекать к такой работе талантливых, серьезных людей. В современной философии их называют «людьми долгой воли». Они не гонятся за быстрыми результатами, а готовы работать долго для реализации стратегических планов и достижения компромисса.

– И в какой срок это удастся сделать?

– В случае принятия Конституции в проекте говорится, что на все изменения в законодательстве и создание правил работы новых социальных институтов выделяется два года. А дальнейший процесс развития бесконечен. Эффективная работа этого механизма сделает нашу политическую систему более гибкой и способной противостоять внешним вызовам.

Принцип социального государства

В проекте изменений и дополнений Конституции сохраняется принцип социального государства. Но также вводится важный принцип социальной ответственности. Разве одно не существует без другого?

– Я тоже думал, что это целостные, диалектические понятия. Но я был удивлен, увидев другую точку зрения. Я видел случаи, когда люди перестают замечать свои собственные обязанности, а больше думают о том, что для них должны сделать. Мол, если вы социальное государство, вы должны обеспечить меня хорошей зарплатой, жильем, медицинским обслуживанием. Но это искажение смысла и сущности социального государства. Такое социальное государство обречено на провал, оно не будет работать.

Государство живет за счет ответственности граждан.

Государство живет за счет ответственности граждан. В Беларуси созданы условия для получения образования, профессии, сохранения здоровья, здравоохранения, с бесплатной медициной, государство помогает людям в трудной жизненной ситуации, в старости все получают пенсию. Но те, кто хочет большего благополучия, лучшей жизни, должны полагаться на свои силы.

Америку в девятнадцатом веке сделала великой одна ценность, которая стала ценностью всех американцев. Он гласит: «Если у вас есть трудности, если вы потерпели неудачу, это прежде всего ваша вина. Значит, вы недостаточно усердно работали для достижения цели и вам предстоит переосмыслить и удвоить свои усилия. Не надо винить других, надо думать о том, что вы сможете сделать сами». Это очень важно, и сюда следует добавить социальную ответственность. Хотя тут хочу отметить, что ответственность, собранность, предприимчивость тоже надо поощрять.

Приоритет общепризнанных принципов международного права

– Андрей Владимирович, говоря об изменениях в Конституции, многие эксперты говорят о необходимости закрепления «приоритета национального права над международным правом». Но все знают, что Основным законом страны является Конституция. Объясните, пожалуйста, что подразумевается под таким предложением.

Восьмая статья Конституции гласит, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соблюдение закона. Мы согласны с принципами международного права, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций. Речь идет о суверенитете наций, невмешательстве во внутренние дела суверенных государств, отказе от применения силы при разрешении международных споров. Это основа для нормального мирного развития и проведения мирной внешней политики. Эти общепринятые принципы являются краеугольным камнем нашего национального законодательства. Во всем остальном в нашей стране приоритет имеет национальное законодательство. Мы признаем фундаментальные принципы международного права и там, где видим выгоду для себя, присоединяемся, становимся участниками международных конвенций и соглашений. Они ратифицированы и дополняют нашу систему законодательства.

В 1990-е годы считалось, что международные договоры должны преобладать над национальным законодательством. Потом в какое-то время все поверили, что скоро мы будем жить в едином мире с международными законами, которые будут одинаково применяться везде, вне зависимости от международной юрисдикции. Мы поверили, что этот мир будет основан на справедливых и универсальных принципах.

К сожалению, с 2009 года мы убедились, что никто даже не пытался построить такой мир. Запад, получивший в 1991 году карт-бланш на построение глобальной системы, в первую очередь был озабочен созданием иерархической системы, основанной на неравенстве.

Ядро западного мира извлекало дополнительные ресурсы из периферийных стран (в том числе и из нас), чтобы обеспечить себе более высокий уровень жизни. Это несправедливо. И сегодня большинство стран хотят изменить такую структуру мира.

Концепция нейтрального статуса

– Большой резонанс вызвало предложение убрать из Конституции норму о стремлении Беларуси к нейтралитету, но добавить фразу о том, что Беларусь исключает возможность военной агрессии со своей территории. С точки зрения международной политики, дипломатии, насколько это решение актуально и необходимо?

– Это было сделано абсолютно оправданно. Концепция нейтрального статуса Беларуси появилась в Конституции в 1990-е годы. Тогда активно обсуждалось создание системы безопасности Европы. Очень популярной была идея создания зоны нейтральных стран между крупным военным образованием НАТО и великой военной державой России.

Предполагалось, что нейтральные страны создадут определенную дистанцию ​​и тем самым укрепят безопасность Европы. Если бы этот коридор существовал, то он включал бы как минимум Финляндию, Прибалтику, Польшу, Украину, Беларусь, Венгрию, Словакию, Румынию и Болгарию. И мы поддержали эту идею. Более того, даже пытались предпринять шаги, которые привели бы к его реализации. Может быть, это было наивно, но с точки зрения усиления безопасности выглядело правильно. И мы даже записали это в наши представления о нейтралитете.

Сегодня выяснилось, что поторопились. Все страны отказались от этой идеи. Времена изменились, и большинство этих стран стали членами НАТО. Кроме того, в 21 веке, когда регионализация становится глобальной тенденцией, когда глобальная война невозможна, но растет количество локальных конфликтов, государство может выживать только в блоках с другими странами. Не только экономические, но и военные. Мы являемся членом такого блока – Организации Договора о коллективной безопасности. И плюс у нас Союзное государство с Россией. По большому счету, мы можем чувствовать себя абсолютно спокойно под нашим мирным небом благодаря совместной оборонной политике Союза Беларуси и России. Таким образом, исключая понятие нейтралитета, мы приводим в соответствие положение Конституции с реальной ситуацией. Но подчеркиваем, что

Беларусь никогда не будет проводить агрессивную внешнюю политику.

Защищать свою историю и самодостаточность исторического пути белорусской политической нации

– Комментируя решение об объявлении 2022 года Годом исторической памяти, вы подчеркнули, что лучше всего с испытаниями справляются те народы, которые помнят свой исторический опыт. На ваш взгляд, можно ли сохранение исторической памяти и уважение к ней считать национальной идеей нашей страны?

– Это можно считать одной из составляющих национальной идеи. В 21 веке конкуренция между странами разворачивается в сфере экономики или идеологии. Всем известно, что солдат побеждает не винтовкой, а духом. Тот же принцип прослеживается и в развитии нации.

Дух нации, нравственный подъем общества являются основой процветания и скачка вперед. Знание своей истории, ощущение того, что наш народ прошел многовековой путь, дает уверенность идти дальше и развиваться. Это великая сила и в то же время долг, ответственность перед предыдущими поколениями.

Искажая историю, можно легко убить этот дух, вызвать у людей чувство стыда за свое прошлое, неуверенность.

Почему мы говорим об информационной или психологической войне. Она как раз и заключается в том, чтобы лишить врага воли к развитию и самосовершенствованию, отнять у него этот дух. И знание истории играет роль вакцины от такого оружия.

Поэтому мы должны защищать свою историю и самодостаточность исторического пути белорусской политической нации.

– Андрей Владимирович, вы проводите много встреч в разных городах страны. На ваш личный взгляд, какие настроения у людей вызвают те трансформации, через которые сегодня проходит страна.

Нашему народу нужна какая-то высокая идея в жизни, чтобы чувствовать себя самодостаточным. Я вижу, что белорусы не гонятся за чрезвычайно большим материальным достатком. Им важнее видеть смысл в своей жизни, в своей деятельности, видеть перспективы не только для себя, но и для своих детей. Особенно это чувствуется в регионах, где жизнь не такая быстрая и прагматичная, как в столице.

Сегодня все идеологии, построенные исключительно на материальном потреблении, терпят крах. Люди начинают больше ценить традиционные человеческие ценности, дружбу, взаимную поддержку. Я очень рад, что белорусы это понимают и все больше внимания уделяют таким принципам.

— Як аказалася, жыць у пераломныя моманты гісторыі цікава, але складана. А як асабіста вам быць не проста сведкам, а непасрэдна ўдзельнічаць у пераломных гістарычных падзеях?

– Я начал свою карьеру в 1985 году, в период перестройки. Потом наступили 1990-е годы, период распада Советского Союза. Это были очень трудные годы. Многие люди, потеряв свои ориентиры, потерпели неудачу. Мне тоже было трудно привыкнуть к новому порядку. Но мне это удалось. Иногда мне кажется, что благодаря всем турбулентным тенденциям я возвращаюсь в молодость. Благодаря таким ассоциациям мне легче повторять свой жизненный цикл.

Я смог выработать определенный философский подход к жизни, основанный на знакомстве с тем, как живут другие страны. Я много путешествовал по миру и видел многие сообщества изнутри. Это вселяет определенный оптимизм. Думаю, у нас есть много внутренних ресурсов, которые помогут преодолеть все трудности.

У китайцев есть известная поговорка, которая воспринимается как проклятие — “чтоб ты жил в эпоху перемен”. 

Но мы не выбираем время, в котором живем. Мы просто находимся в определенной исторической ситуации. И от нас требуется проявить максимум положительных качеств и способностей, чтобы обеспечить положительный жизненный сценарий для себя, своей семьи, своего народа и страны.

Источник: zviazda.by