Андрей Савиных: Если мы хотим двигаться дальше, нам нужно иначе смотреть на привычные вещи

Председатель постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Андрей Савиных, наверное, один из самых известных и публичных депутатов парламента. Его часто приглашают на теле- и радиопередачи, у него берут комментарии для интернет-ресурсов и печатных СМИ. Этот интерес прессы понятен: бывший дипломат имеет большой опыт и делится собственным нетривиальным мнением о многих процессах в мире и внутри страны. В интервью нашему изданию Андрей Савиных рассказал, что такое макрорегионы и почему они являются доминирующим трендом нового мирового порядка; объяснил, почему Беларусь имеет шанс войти в ядро ​​Евразийского региона, и поделились, какие сказки нужно читать детям, чтобы развить предпринимательскую жилку.

Социально-экономическое развитие и последовательность политических преобразований в стране

– Андрей Владимирович, давайте начнем разговор с итогов Всебелорусского народного собрания (ВНС). Какие постулаты Программы социально-экономического развития вы бы выделили как наиболее важные?

– В повестку дня вошли два основных вопроса – социально-экономическое развитие и последовательность политических преобразований в стране. Если говорить о первом, то в Программе социально-экономического развития, на мой взгляд, изложены подходы к реформированию государственного управления с точки зрения его эффективности. В условиях повсеместного кризиса для нас очень важно обеспечить соответствующий уровень добавленной стоимости, прибыльности всех основных секторов экономики. Так она сможет устойчиво противостоять всем вызовам и угрозам. В программе также были заложены основы модернизации экономики, обсуждены модели управления, приоритетные отрасли.

За последние 10-15 лет произошли значительные изменения в социальной структуре общества

Что касается политической трансформации, то был конкретно намечен путь модернизации общества. Мы предполагаем, что за последние 10-15 лет произошли значительные изменения в социальной структуре общества. По сути, усилиями правительства проведена планомерная реформа всех секторов экономики в интересах народа. Я имею в виду появление современного активного частного предпринимательства и сферы услуг. Сегодня 45% работников заняты в частном секторе, 50% налогов он платит в бюджет. Частные предприятия доминируют во всех сферах: информационные технологии, бытовые и транспортные услуги, приборостроение. Такие изменения требуют реформы политических отношений. Это направление было определено в рамках Всебелорусского народного собрания. Это будет реализовано путем внесения изменений в Конституцию. Конституционная комиссия публично подготовит новый законопроект и вынесет его на обсуждение. Работа должна быть завершены к осени этого года. Затем новая редакция Конституции будет вынесена на референдум, который, как ожидается, состоится в начале 2022 года.

Концепция внешней политики должна учитывать международную ситуацию

– В своем докладе на ВНС министр иностранных дел Владимир Макей рассказал о создании новой концепции внешней политики Беларуси. Какие подходы вы бы посоветовали туда внести?

– Концепция внешней политики должна учитывать международную ситуацию – ее нельзя отрывать от реальности. Сейчас на планете происходят серьезные изменения. Глобализация отступает, а человечество движется к созданию макрорегионов. Это крупные объединения суверенных государств, которые совместно решают политические, экономические и военные проблемы. Макрорегионы становятся доминирующим трендом на ближайшие 10-20 лет. Следовательно, новая концепция внешней политики Беларуси должна дать ответ на вопрос, какой макрорегион является для нас приоритетным?

Иерархия приоритетов

Исходя из обеспечения военной безопасности Беларуси, выбор уже сделан – участвовать в деятельности ОДКБ и укреплять союз. Если рассматривать политических союзников, то, конечно, здесь можно выстроить иерархию приоритетов. Первый – это

Концепция внешней политики

с Россией в Союзное государство и расширение сотрудничества на другие страны региона. В первую очередь, те, что входят в ЕАЭС. На второй уровень политических приоритетов я бы поставил страны, которые проводят внешнюю политику, не противоречащую интересам Беларуси. К ним относятся Китай, Вьетнам, Индия, Иран, Бразилия. Третий приоритет – это страны, с которыми иногда возникают разногласия, но в отношениях с ними мы исходим из принципа добрососедства и необходимости решения глобальных проблем. Я имею в виду ЕС и США.

Еще один элемент создания макрорегионов – экономическое сотрудничество. Здесь нужно сохранить старые подходы. Наше благополучие связано с диверсификацией экспорта, попытками установить как можно больше связей в мире.

Мир вступает в эпоху, когда будущее суверенных государств будет определяться не поодиночке, а в межгосударственных союзах стран, которые имеют общие взгляды, могут открыто договариваться о том, как жить в этом союзе. Вот такая концепция внешней политики нам необходима.

Суверенитет – это динамическая величина

Если мы уже затронули тему макрорегионов, как стремление государств к суверенитету вписывается в их реальность?

– Суверенитет – это динамичная ценность и право, которое не является абсолютным, потому что в международном сообществе мы зависим от общих вызовов. Суверенитет связан правом страны на заключение международных договоров, союзов, соглашений. Это не потеря суверенитета, а стремление достичь поставленных целей в сотрудничестве с партнерами. Когда мы идем на компромисс, мы укрепляем свой суверенитет. Наше взаимодействие с Россией и ЕАЭС строится по понятным принципам. По принципам, по которым мы можем согласиться, и в формировании которых мы можем участвовать. Голос Беларуси будет услышан при развитии этого макрорегиона.

Макрорегионы. Процесс изменения не границ, а зон влияния

– Андрей Владимирович, вы считаете евразийскую интеграцию высшим приоритетом нашей внешней политики. Но в то же время в этом объединении есть нерешенные вопросы. Как построить интеграцию, когда внутренние интересы государств превалируют над союзными? Как евразийская интеграция вписывается в концепцию макрорегионов?

– Если каждая страна “тянет одеяло на себя”, это нормально, – государства «притираются» по мелочам. Но союзников объединяет общая картина развития и способность к компромиссу. Общий выигрыш будет больше, чем потери. Союз – это выгода для каждого.

Сейчас из-за пандемии между странами, регионами есть границы, поэтому цепочки разделения труда рушатся. Их необходимо восстанавливать в масштабе одного макрорегиона. У Беларуси есть шанс войти в ядро ​​Евразийского макрорегиона с ее промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством и транспортом. Границы столь крупных объединений государств не будут совпадать с границами стран, входящих в их состав. Здесь важнее не географические границы, а границы экономического, политического и военного влияния региона. То есть идет процесс изменения не границ, а зон влияния. При их определении существует вероятность локального вооруженного конфликта.

Между прочим, каждый макрорегион будет реализовывать две стратегии: одна направлена ​​на усиление самого себя, а другая – контрстратегия – не допустить более быстрого развития других.

Савиных Андрей Владимирович - депутат Национального собрания Республики Беларусь

Стратегия продвижения бизнеса

– В одном из интервью вы поделились своим мнением о том, что государственная политика должна быть направлена ​​на партнерство с бизнесом, а любой спорный вопрос следует трактовать в пользу бизнес-сообщества. Что нужно сделать, чтобы этот тезис стал реальностью?

– Отвечая на вопрос, хочу вернуться к тезисам Всебелорусского народного собрания. Мы должны обеспечить эффективность нашего производственного комплекса. Необходимо повышать прибыльность, рентабельность и эффективность предприятий, поскольку белорусская экономика представляет собой сочетание крупных государственных предприятий и частного бизнеса разного масштаба.

Люди, которые руководят такими организациями, должны работать в условиях максимальной поддержки. Чтобы выстроить стратегию своего развития, им необходимо знать: в случае неточности законодательства любое мнение будет истолковано в их пользу. Государственные органы, в свою очередь, должны понимать, что их задача – создать благоприятные условия для успешной работы компаний, поставить предприятия всех форм собственности в равные условия. Если мы это сделаем, мы перестанем ставить интересы министерств выше интересов предприятий, тогда, думаю, у нас все получится.

Нужно формировать менталитет

И я вижу направления решения этого вопроса в Программе социально-экономического развития, где речь идет о реструктуризации крупных предприятий, создании холдингов и соответствующем бизнес-климате. Нужно формировать менталитет, когда госслужащий понимает, что он работает в интересах отечественного бизнеса, для усиления его потенциала, какой бы формы собственности это бизнес ни был.

Второй момент, который должен стать своего рода национальной «религией», – это когда мы делаем упор на улучшение всех сфер жизни в Беларуси. Мы не говорим: «Этот механизм работает – и хорошо. Мы ничего не изменим». Мы говорим: «Если у нас есть возможность улучшить механизм, который хорошо работает, мы должны это сделать».

– Из одной из ваших статей я сделал интересную мысль: «Главное воплощение зла и вражды в белорусских сказках – богатый пан, который преподносится как абсолютное зло, без чести и совести. Таким образом, негативное или хотя бы подозрительное отношение к богатству и достатку закладывается с детства». Могут ли сказки существенно повлиять на развитие общества?

– Например, если взять немецкие сказки, там герой что-то делает, пытается, действует, через риск достигает своего. А у россиян – 30 лет лежал на печке, потом стал Ильей Муромцем. Эти архетипы плохо соотносятся с реальным миром. Этот образ усваивается в раннем детстве. Когда человек вырастает, он перепроверяет свои идеи в соответствии с реальностью. И получает обратную информацию: есть другой подход – эксперимент, трудолюбие, стремление к достижению. Такой человек, видимо, расскажет своим детям и другие сказки, которые привьют им ценность предпринимательства, ответственности.

Подтолкнуть гражданина к развитию своих способностей

Нам нужно отказаться от консервативной стратегии, когда общество несет большую ответственность за человека, чем он сам за себя. Отсюда социальная пассивность, безынициативность, человек не использует все возможности, которые дает жизнь. Поощрение гражданина к развитию своих способностей, освоению новых навыков, улучшению собственной жизни – это задача, которую необходимо решать в условиях кризиса. Я часто цитирую это выражение: «Реформы проводятся не тогда, когда они должны делаться, а тогда, когда они не могут не делаться». Если мы хотим двигаться дальше, нам нужно измениться, иначе взглянуть на знакомые вещи.

Беларусь – последнее независимое государство в Европе

– В обществе обсуждают создание так называемого закона об «иностранных агентах». Насколько реально внедрение такого нормативного-правового акта в законодательство Беларуси?

– На Всебелорусском народном собрании было озвучено мнение, что Беларусь – последнее независимое государство в Европе. Это красиво и благородно, но опасно. Такая самодостаточная страна становится объектом перехвата контроля. И для этого Евросоюз, США за последние 10 лет выделили значительные деньги на формирование структур, заинтересованных в сотрудничестве с Западом. Этот процесс привел к острому внутриполитическому конфликту.

Государство имеет право знать, что определенные движения, клубы финансируются из-за границы для достижения какой-то цели. Практика показывает, что это обычно не альтруистические задачи. Фонды, которые существуют на частные деньги, преследуют свои интересы, связанные с увеличением ресурса влияния. Нам нужно знать, что такая работа проводится в нашей стране, кто и на чьи деньги выражает идеи в нашей стране. На это направлен Закон об иностранных агентах.

Считаю, что мы разработаем законопроект вместе с Минюстом. Вероятно, в течение года мы сможем решить вопрос с его принятием.

Савиных Андрей Владимирович - депутат Национального собрания Республики Беларусь

Публичная дипломатия и публичная политика

– Вы, наверное, одна из самых публичных фигур в белорусском парламенте. Почему, на ваш взгляд, депутат должен пытаться общаться со СМИ и общественностью?

– Ни одна организация, учреждение не может позволить себе существовать отдельно – они должны информировать как можно больше людей о целях, задачах своей деятельности, чтобы сформировать положительную репутацию. Это можно сделать через общение с прессой, гражданами.

В парламенте прочно сложилась практика встреч рабочих групп. Но необходимо добавить современные средства информации, в том числе сетевые ресурсы. Мне это сделать проще, потому что какое-то время я был представителем Министерства иностранных дел. Я хорошо понимаю, что такое публичная дипломатия, публичная политика, как они работают и как связаны представления людей и реальное содержание любой политической деятельности.

– В продолжение темы. Вы активный пользователь социальных сетей. Вашу личную страницу можно найти на «Facebook», на «YouTube». Каковы преимущества таких инструментов в общении с электоратом? Как часто вы сталкиваетесь с критикой в ​​социальных сетях и как вы на нее реагируете?

– И Facebook, и YouTube я воспринимаю, в первую очередь, как возможность на условной витрине представить свои идеи об этой реальности, а далее – дело окружающих людей. Если они захотят, они воспользуются этими идеями. Нет – оставят их лежать там, где они есть. Учтите, что эффективное продвижение своих мыслей может быть только мягким. Жесткая пропаганда в современном информационном обществе не работает.

Социальные сети сегодня нельзя рассматривать как площадку для глубоких профессиональных дискуссий. Во-первых, такой формат обмена информацией не позволяет этого добиться. Во-вторых, социальные сети для большого количества людей – возможность выразить свой протест, несогласие. Там можно столкнуться с немотивированной агрессией, с субъективными, необоснованными представлениями о вас и вашей деятельности. Не нужно обращать на это внимание.

С другой стороны, социальные ресурсы в Интернете позволяют вам донести положительный сигнал – то, что вы считаете ценным. Важно не то, как конкретный человек отреагировал на пост в конкретный момент, а то, что осталось в его памяти.

Дипломат и депутат

– За почти шесть лет вашей работы в посольстве в Турции товарооборот между нашими странами вырос на 50%. Это приятный факт, даже несмотря на отрицательный баланс для Беларуси. Какие еще успехи во взаимодействии стран вы можете отметить во время работы в качестве посла?

– Из того, что удалось сделать, в первую очередь напомню об установлении сотрудничества на высшем уровне. Я способствовал организации нескольких очень важных визитов, в том числе первого в истории двусторонних отношений визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Беларусь. Наш Президент Александр Лукашенко также снова приехал в Турцию во время моей каденции после 20-летнего перерыва. Эти контакты дали толчок развитию партнерских отношений практически во всех сферах.

Считаю значительными проекты по открытию завода по сборке белорусских тракторов под Анкарой, по продвижению отечественной снегоуборочной техники в горном районе Эрзурум, где зима длится до 8 месяцев в году. Там наша техника стала находкой. Мы с турками изучаем Арктику – есть реальная программа совместной деятельности. Им очень интересен наш арктический опыт. В этот период было реализовано множество других небольших проектов по контактам бизнеса, людей, культурных групп.

– В чем сходство и принципиальные отличия работы в сфере парламентской дипломатии от дипломатической работы в МИДе?

– В дипломатической работе вы строго нацелены на  заключение договоров. Любой дипломат целенаправленно работает на достижение компромисса, стремится обходить конфликтные зоны и находить решения, которые могут сблизить обе стороны. Это очень сложная филигранная работа. Без нее невозможно. Мир избегает множества военных конфликтов благодаря усилиям дипломатов.

В парламентской дипломатии возможностей больше. Здесь иногда нужен конфликт, чтобы выяснить отношения. Расхождения и пикировки могут быть инструментом для выработки видения того, как двигаться вперед. Парламентская дипломатия работает не для мгновенного решения, а для согласования представлений о ценностях. Горизонт планирования шире – мы работаем не над конкретными практическими решениями, а над формированием единого взгляда на ценности.

– Владимир Макей сказал в интервью, что около 5-6% сотрудников МИД ушли в отставку во время акций протеста, и отметил, что дипломатическая служба похожа на военную. Как, на ваш взгляд, должен действовать дипломат, не разделяющий позицию государства?

– Когда человек работает в МИДе, перед ним поставлена главная задача – обеспечить благоприятные внешние условия для ускорения социально-экономического развития страны. Этим все ограничивается. Я не видел ниодного иностранного дипломата, который вместо выполнения своих прямых обязанностей, критиковал бы собственное правительство или отдельное министерство. Это нонсенс, так нигде в мире не бывает. Да, они могут предлагать изменения, но их функция четко определена: во внешней сфере стремитесь создать благоприятные условия для своей страны.

Если дипломат видит много проблем внутри страны, он заканчивает работу в МИДе, уходит в другую сферу, например, в политическую партию, и занимается внутренним развитием государства. Тогда у него появляется право критиковать и публично высказывать свои предложения. Один из таких вариантов – мое решение идти в парламент. Я в Палате представителей работаю над улучшением нашей внутренней системы, чтобы она лучше реагировала на внешние вызовы. Мне это интересно, это важно.

Источник: Звезда